Феноменология переживания обиды и стратегии прощения у младших школьников
Младший школьный возраст (7-8 лет) приходится на один из кризисных периодов детства. В этот период происходит становление эмоциональной сферы ребенка, формируется его воля, потребности, мотивы, деятельность, закрепляются основные способы реагирования на воздействие окружающей среды. Наиболее существенной чертой кризиса 7-лет можно назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.
Для 7-8 летнего возраста характерно внеситуативно-личностное общение. Ребенок учится строить более тесные, глубокие и длительные отношения со сверстниками. Построение таких отношений осложняется тем, что чувства детей еще не произвольны. Нарушения в сфере общения, конфликтность, обособленность - признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.
Необходимо отметить, что проблема эмоций в современной психологии разработана значительно меньше, чем другие области психологического знания. Кроме того, неопределенность содержания понятия "эмоциональное состояние" значительно затрудняет проведение исследовательской работы.
Обида - это характерное эмоциональное переживание младшего школьника. Круг людей, значимых в жизни ребенка, постепенно расширяется. Если для дошкольника особо значимы отношения с родителями, то для 7-летнего ребенка определяющими являются отношения с учителями и сверстниками. Дети учатся отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность - право быть равноправными в общении с другими людьми. Происходит столкновение разных культур речевого и эмоционального общения. И это не может не повлечь за собой напряжения отношений, вплоть до открытых конфликтов. Уровень развитие мышления ребенка таков, что у него доминирует контрастная черно-белая логика. Поэтому отношения детей порой полярные и безапелляционные. Возникающая упрощенность и прямолинейность оценочных суждений - характерные черты отношений младших школьников.
Какую же функцию выполняет эмоция обиды в становлении личности ребенка? Каково ее психологическое строение? Зависит ли характер переживаемой обиды и стратегии ее прощения от пола ребенка? Какие стратегии применяют младшие школьники для того, чтобы примириться, простить? Ответ на эти вопросы является целью исследования, проведенного в 2000 году. Выборка составила 26 респондентов - дети 1-2 класса общеобразовательной школы, в возрасте 7-8 лет.
В психологической структуре Ю. М. Орлов выделил три элемента: ожидания, реальность и оценку.
- Ожидания. В ситуации общения мы невольно строим ожидания относительно поведения другого человека, ориентированного на нас. Это должно обеспечить согласованность и эффективность наших действий.
- Реальность. Акт восприятия поведения другого. Его поведение может соответствовать модели или неблагоприятно отклоняться от нее.
- Оценка. Поведение другого должно совпадать с моделью ожидаемого поведения. В случае обнаруженного несоответствия возникает рассогласованность. Именно эта "рассогласованность" и причиняет страдание, именуемое обидой.
Можно сформулировать общую закономерность: любое рассогласование ожиданий и реальности, действия и результата, то есть любая дезинтеграция целого, вызывает неприятное чувство.
Организм человека реагирует на воспринятое нарушение либо автоматическими адаптивными ответными реакциями, либо адаптивными действиями, целенаправленными и потенциально осознаваемыми. В первом случае речь идет о неосознанных поведенческих реакциях или психологических защитных механизмах. Во втором случае имеет место осознанное поведение совладания. Само слово "совладание" происходит от старорусского "лад", "сладить" и обозначает "справиться", "привести в порядок", "подчинить себе обстоятельства". Для обозначения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы (а обида, несомненно, относится к таким ситуациям), используется понятие копинг-поведение, как осознанные стратегии совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.
Проведенное экспериментально-психологическое исследование показало, что обида воспринимается детьми, как открытый конфликт. И обидчиком, и обиженным в такой ситуации чаще выступают сами дети. По числу фиксаций младшие школьники эмоционально идентифицируют себя с обиженным (84%). Характер переживаемой обиды (причина, типичная ситуация, источник и т.п.) в целом не зависит от пола ребенка. Наиболее типичными ситуациями, в которых возникает чувство обиды, были названы: нарушение правил (50%), ущемление материальных интересов (35%), унижение, оскорбление (15%).
Однако, у мальчиков имеется тенденция придавать большее значение ущемлению своих материальных интересов, конфликтам на уровне телесной сферы ("толкнули", "кто-то ударил другого"). Интересно отметить, что, прогнозируя ситуацию, мальчики в два раза чаще дают позитивные ответы ("договорятся и будут играть вместе"). Тогда как свое решение конфликтной ситуации ("Как бы ты ответил обидчику?") чаще имеет деструктивный характер ("дал бы сдачи, стал защищаться", "ты сам такой").
Среди стратегий прощения наиболее популярными являются копинг-стратегии, обращенные к будущему, к дальнейшему развитию отношений ("могу извиниться", "договориться как-нибудь"). Их используют более 70% опрошенных детей. Такую точку зрения разделяют как девочки, так и мальчики.
Интересно, что более 60% опрошенных для разрешения ситуации хотели бы получить помощь третьего лица (взрослого), и только 28% детей стремится самостоятельно справиться с конфликтом, в результате которого возникло чувство обиды.
Принципиальные разногласия между девочками и мальчиками вызвали две копинг-стратегии: "дать сдачи, "защищаться" и "буду плакать, грустить". Первая наиболее предпочитаема мальчиками, а вторая девочками. В целом мальчикам ближе позиция активного противодействия обидчику (как физически, так и словесно). Девочки признают, что более "мягкий" путь (отложить разрешение конфликта или эмоциональное отреагирование через слезы) лучше помогает им справиться с негативными чувствами.
Самыми редкими по использованию были названы три стратегии преодоления обиды: "играть по очереди", "не разговаривать с обидчиком", "грубо ответить". Их применяют менее 30% детей. Две последние стратегии закрепляют разрыв отношений, таким образом символически возвращая ребенка в прошлое.
Выбор стратегии поведения обусловлен актуальной ситуацией, предыдущим опытом, полом и возрастом ребенка. Чем богаче арсенал выбора совладающего поведения, тем успешнее адаптация ребенка к социуму. Сдерживание - неэффективное средство управления эмоциями, так как связанная с ним энергия аккумулируется в бессознательном и потом ищет повод для своего выражения. Энергия затаенного гнева часто приводит к неадекватному поведению, порождает болезни.
Негативные эмоции, в частности эмоция обиды, выступают как объективная реальность, которая сопровождает человека в течение всей его жизни. Особенности их проявления и стратегии преодоления необходимо выявлять, изучать, интерпретировать, помогать осознавать и учить использовать.
|