Наглядные методы обучения и их роль в управлении вниманием младших школьников
Почему детям на уроке не всегда интересно? То устанут, то скука одолеет. Почему жизнь школы порой непохожа на цветной, яркий мир, который сопровождает ребенка в его общении с друзьями и книгами? Школа и школьная жизнь должна увлекать ребенка, вводя его в удивительный мир познания. Как же поступить учителю, чтобы достигнуть этой цели? Есть много различных способов, которые помогли бы учителю разрешить эту проблему. Одними из этих способов являются наглядные методы обучения. В связи с этим мы постарались рассмотреть проблему управления вниманием младших школьников с помощью наглядных методов. Мы отметили, что от методов обучения зависит немалый успех работы учителя и школы в целом. Методам обучения посвящено множество фундаментальных статей и, в частности, наглядным методам обучения. Несмотря на это проблема методов обучения остается весьма актуальной. Актуальной остается также проблема управления вниманием младших школьников, так как произвольное внимание у них еще недостаточно сформировано. Объединив эти две проблемы в одну мы выдвинули гипотезу о том, что наглядные методы обучения весьма эффективно использовать при управлении вниманием младших школьников. Данную гипотезу мы постарались обосновать в работе. Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы обучения необходимо использовать на уроках в начальной школе. Это правило вытекает из психологических особенностей внимания младшего школьника. Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения. Однако не следует отрицать при этом роль внимания. Как известно, внимание является функцией, обслуживающей все психические процессы. Без внимания не возможно осуществлять ни одну сознательную деятельность, не возникает мысль. Следовательно, без внимания не возможно нормально построить процесс обучения. Поэтому так важно научиться управлять вниманием учеников. У младших школьников небольшая устойчивость внимания, им свойственно частое отвлечение. В связи с этим с первых уроков необходимо "воспитывать" внимание. Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержание изображаемого на доске. Изучив теоретический материал, связанный с этими понятиями мы постарались на практике проверить, какую роль играют наглядные методы обучения в управлении вниманием младших школьников. Мы провели эксперимент на уроке природоведения в школе ? 467 г. Москвы в классах 3 "А" и 3 "Б". В 3 "А" классе мы проводили закрепление и в процессе закрепления использовали наглядные пособия, на которых были показаны культурные растения разных групп. Дети с легкостью вспомнили названия всех групп культурных растений. В 3 "Б" классе мы также провели закрепление, однако не использовали такого наглядного пособия, а стремились, чтобы дети самостоятельно вспомнили все группы культурных растений, не опираясь на наглядность. Данное задание заняло гораздо больше времени, дети стали отвлекаться, переговариваться между собой, стремясь найти ответ на вопрос. С помощью подсказок учителя все группы культурных растений в итоге были названы, однако следует учитывать, что 3 "Б" класс более сильный по уровню развития, чем 3 "А". Выполняя эти задания дети взволновались, утомились, поэтому возникла необходимость использовать другое наглядное пособие - таблицу, на которой были изображены различные культурные растения, детям было предложено сказать, к какое группе принадлежит каждое растение. Это задание позволило сконцентрировать внимание детей на учебном материале. Осуществив эксперимент, мы убедились в том, насколько велика роль наглядных методов в управлении вниманием младших школьников. В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам: - наглядные методы обучения являются одним из факторов управления вниманием младших школьников; - внимание является функцией, обеспечивающей процесс обучения; - учитель нередко сам виноват в рассеянности своих учеников; - необходимо зажечь в учениках жажду познания с помощью наглядных методов обучения и других способов. Таким образом, в своей практической деятельности каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы ученики были активны на уроке. В этом помогают наглядные методы обучения.
Казарина Е.Ю. ( МУПК ?1 им. К.Д. Ушинского) |