От школьника - к студенту

     Процесс адаптации к обучению в вузе - явление весьма сложное и многогранное. По одним оценкам он завершается, как правило, к концу третьего курса [1;2;6], по другим - студенты адаптируются в первый год обучения в вузе, в связи с чем проблема адаптации студентов часто именуется проблемой первокурсника [5].
     Мы исходим из предположения, что в основном процесс адаптации протекает на первом курсе, но, как правило, не заканчивается в течение одного года, а продолжается и на протяжении второго года обучения. Только к третьему курсу студенты вполне осваиваются. На этапе адаптации бывшие школьники приспосабливаются к условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса, осваивают новую социальную роль, налаживают взаимоотношения друг с другом и с педагогами, ведущая деятельность - учебно-познавательная - существенно отличается от прежней [3].
     Не вызывает сомнения то, что сам факт поступления в вуз представляет собой причину возникновения стрессового состояния. Результаты исследований показывают [4], что для большинства студентов первого курса совершенно новые для них условия (ломка сложившего динамического стереотипа в учебной деятельности, приспособление к другим условиям быта) - процесс болезненный. Поэтому им приходится преодолевать значительные трудности, проявляя при этом такие черты характера, которых не хватало в полной мере в старших классах школы - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативу, умение владеть собой.
     Успешно решать эту проблему позволяет сложившаяся университете РАО система подготовки специалистов, позволяющая создать условия для более "гладкого", постепенного включения молодых людей в учебный процесс высшей школы. Учащимся 10 - 11 классов предоставляется возможность параллельно с занятиями в школе обучаться на "Высших подготовительных курсах" университета. Обучение их в университете организовано в вечернее время, 3 - 4 дня в неделю по четыре академических часа.
     В течение первого учебного года слушатели курсов осваивают программу первого семестра обучения, в течение второго года - программу второго семестра. При этом сдаются предусмотренные учебным планом экзамены и зачеты. По окончании школы, и одновременно первого курса университета, бывшие учащиеся переводятся на второй курс и продолжают обучение по избранной ими (очной или очно-заочной) форме обучения.
     Как показывает семилетний опыт работы, такая организация учебного процесса дает старшеклассникам существенные преимущества перед теми, кто поступает в университет непосредственно после окончания школы. Эти преимущества проявляются в следующем:
     Во-первых, студенты легче осваивают вузовскую организацию учебного процесса, методы преподавания в высшей школе;
     Во-вторых, в процессе педагогического взаимодействия устанавливается и налаживается контакт с преподавателями, студенты легче адаптируются к требовательности профессорско-преподавательского состава высшей школы в отношении уровня знаний.
     В-третьих, раньше, чем у первокурсников происходит формирование студенческой группы, а также адаптация к условиям обучения в академической группе, к иному (по сравнению со школой) уровню отношений.
     В-четвертых, у старшеклассников более успешно решается проблема свободного времени, так как кроме школьной программы приходится усваивать и вузовскую, - по вечерам занимаясь в университете, а также выполняя задания на самостоятельную работу по подготовке к семинарским и практическим занятиям.
     В-пятых, старшеклассники приобретают социальный статус студента (получают студенческий билет, зачетную книжку), укрепляя свое положение среди сверстников.
     В-шестых, в университете старшеклассники получают знания более высокого уровня, позволяющие более успешно осваивать школьный учебный материал.
     В-седьмых, школьники раньше получают доступ к фондам университетской и универсальной научной библиотек.
     Наряду с дисциплинами учебного плана, школьники старших классов изучают спецкурсы, расширяющие кругозор и любознательность молодых людей, прививающих "вкус" к учебе в вузе, к дальнейшему продолжению образования. Такая организация учебного процесса позволяет в более короткие сроки решить проблему профориентации школьников, профессионального самоопределения будущих специалистов.
     Если же к моменту окончания школы старшеклассник осознает ошибочность выбора профессии, у него есть возможность пересмотреть свой выбор и после школы поступить на другую специальность или в другой вуз. Однако, как показывает практика, подавляющее большинство слушателей подготовительных курсов склоняются к продолжению образования в "своем" университете, в "своей" учебной группе.
     Отметим и такую немаловажную деталь: отсев наиболее слабых слушателей происходит еще до обретения ими полноценного статуса студента.
     Опрос бывших "студентов-школьников", сегодня уже получивших диплом университета Российской академии образования показал:
  • 72 процента выпускников считают, что именно благодаря обучению в университете в школьные годы, им было достаточно легко, адаптироваться к условиям обучения в вузе;
  • 83 процента утверждают, что обучение одновременно в вузе и в школе оказало решающее влияние на успешность обучения в школе и получение аттестата с более высокими показателями, чем ожидалось.
  • 92 процента считают, что такая система подготовки позволила укрепиться в выборе профессии.
  • 92 процента убеждены, что в школьные годы они осознали ценность образования и ценность избранной профессии значительно раньше своих сверстников. Это, в свою очередь, оказало влияние на процесс адаптации к вузу и на успешность обучения в нем.
     Приведенные выше данные убеждают нас в том, что такой постепенный, плавный переход учащегося из положения ученика средней школы в статус студента вуза позволяет более успешно решить проблемы, с которыми постоянно сталкиваются как сами первокурсники, так и организаторы учебного процесса в высшем учебном заведении.

     Литература
  1. Андреева А.А. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных диагностических методик. - М.: 1988. - с.129-146.
  2. Жамкочьян М.С. Социально-психологическая типология мотивации студентов / Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа.Тез. докл. к VII съезду Общества психологов СССР. - М.: 1989. - С. 112-113.
  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: 1999. - 280с.
  4. Кольцова Н.Г. Динамика характеристик личности студента // Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа. Тез. докл. к 17 съезду Общества психологов СССР. - М.: 1989.
  5. Образ жизни современного студента. Социологическое исследование. Отв. редактор В.Т. Лисовский. - Л.: 1981. - 206 с.
  6. Смирнов А.Г. Вопросы динамики протекания социально-психологической адаптации студентов к вузу / Психологические условия профессионального становления личности в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы. - М.: 1988. Ч.1. с. 100-101.
Бозаджиев В.Л.
(Университет РАО)



Valid HTML 4.01 Transitional