От школьника - к студенту Процесс адаптации к обучению в вузе - явление весьма сложное и многогранное. По одним оценкам он завершается, как правило, к концу третьего курса [1;2;6], по другим - студенты адаптируются в первый год обучения в вузе, в связи с чем проблема адаптации студентов часто именуется проблемой первокурсника [5].
Мы исходим из предположения, что в основном процесс адаптации протекает на первом курсе, но, как правило, не заканчивается в течение одного года, а продолжается и на протяжении второго года обучения. Только к третьему курсу студенты вполне осваиваются. На этапе адаптации бывшие школьники приспосабливаются к условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса, осваивают новую социальную роль, налаживают взаимоотношения друг с другом и с педагогами, ведущая деятельность - учебно-познавательная - существенно отличается от прежней [3]. Не вызывает сомнения то, что сам факт поступления в вуз представляет собой причину возникновения стрессового состояния. Результаты исследований показывают [4], что для большинства студентов первого курса совершенно новые для них условия (ломка сложившего динамического стереотипа в учебной деятельности, приспособление к другим условиям быта) - процесс болезненный. Поэтому им приходится преодолевать значительные трудности, проявляя при этом такие черты характера, которых не хватало в полной мере в старших классах школы - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативу, умение владеть собой. Успешно решать эту проблему позволяет сложившаяся университете РАО система подготовки специалистов, позволяющая создать условия для более "гладкого", постепенного включения молодых людей в учебный процесс высшей школы. Учащимся 10 - 11 классов предоставляется возможность параллельно с занятиями в школе обучаться на "Высших подготовительных курсах" университета. Обучение их в университете организовано в вечернее время, 3 - 4 дня в неделю по четыре академических часа. В течение первого учебного года слушатели курсов осваивают программу первого семестра обучения, в течение второго года - программу второго семестра. При этом сдаются предусмотренные учебным планом экзамены и зачеты. По окончании школы, и одновременно первого курса университета, бывшие учащиеся переводятся на второй курс и продолжают обучение по избранной ими (очной или очно-заочной) форме обучения. Как показывает семилетний опыт работы, такая организация учебного процесса дает старшеклассникам существенные преимущества перед теми, кто поступает в университет непосредственно после окончания школы. Эти преимущества проявляются в следующем: Во-первых, студенты легче осваивают вузовскую организацию учебного процесса, методы преподавания в высшей школе; Во-вторых, в процессе педагогического взаимодействия устанавливается и налаживается контакт с преподавателями, студенты легче адаптируются к требовательности профессорско-преподавательского состава высшей школы в отношении уровня знаний. В-третьих, раньше, чем у первокурсников происходит формирование студенческой группы, а также адаптация к условиям обучения в академической группе, к иному (по сравнению со школой) уровню отношений. В-четвертых, у старшеклассников более успешно решается проблема свободного времени, так как кроме школьной программы приходится усваивать и вузовскую, - по вечерам занимаясь в университете, а также выполняя задания на самостоятельную работу по подготовке к семинарским и практическим занятиям. В-пятых, старшеклассники приобретают социальный статус студента (получают студенческий билет, зачетную книжку), укрепляя свое положение среди сверстников. В-шестых, в университете старшеклассники получают знания более высокого уровня, позволяющие более успешно осваивать школьный учебный материал. В-седьмых, школьники раньше получают доступ к фондам университетской и универсальной научной библиотек. Наряду с дисциплинами учебного плана, школьники старших классов изучают спецкурсы, расширяющие кругозор и любознательность молодых людей, прививающих "вкус" к учебе в вузе, к дальнейшему продолжению образования. Такая организация учебного процесса позволяет в более короткие сроки решить проблему профориентации школьников, профессионального самоопределения будущих специалистов. Если же к моменту окончания школы старшеклассник осознает ошибочность выбора профессии, у него есть возможность пересмотреть свой выбор и после школы поступить на другую специальность или в другой вуз. Однако, как показывает практика, подавляющее большинство слушателей подготовительных курсов склоняются к продолжению образования в "своем" университете, в "своей" учебной группе. Отметим и такую немаловажную деталь: отсев наиболее слабых слушателей происходит еще до обретения ими полноценного статуса студента. Опрос бывших "студентов-школьников", сегодня уже получивших диплом университета Российской академии образования показал:
Приведенные выше данные убеждают нас в том, что такой постепенный, плавный переход учащегося из положения ученика средней школы в статус студента вуза позволяет более успешно решить проблемы, с которыми постоянно сталкиваются как сами первокурсники, так и организаторы учебного процесса в высшем учебном заведении. Литература
Бозаджиев В.Л. (Университет РАО) |