ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ.
ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕВШЕЙ.
Часть 2.
Для более точного определения индивидуальных особенностей леворких детей необходимо учитывать всю совокупность ассиметрий человека. Поэтому в современной психологии употребляется термин "индивидуальный профиль латеральности организации функций" (ПЛО), который обозначает определенное сочетание сенсорной и моторной асимметрии.
Для достоверного определения ПЛО (а тем самым и выявления возможного левшества) разработана методика, которая включает три группы тестов: мануальные, слухо-речевые и зрительные.
При определении моторной системы используются следующие тесты:
-
Переплетение пальцев рук
-
Скрещивание рук, или "Поза Наполеона"
-
Аплодирование
-
Проведение вертикальных линий При определении слухо-речевой системы используют тесты "Шепот" и "Тиканье часов".
Для определения зрительной системы можно использовать тесты:
-
Моргание одним глазом
-
Рассматривание в подзорную трубу
-
Проба Розенбаха
-
Карта с дырой
По соотношению всех трех видов асимметрии, выявленных этой методикой ("рука - ухо - глаз"), могут быть выделены 27 индивидуальных профилей, где П - преобладание правой функции, Л -левой, А - равенство функций.
Варианты ПЛО |
Характеристика типа |
ППП |
"чистые" правши |
ППА ПАП ПАА ПАЛ ПЛА ППЛПЛП ПЛЛ |
праворукие |
ААА АПП АПА ААП АЛЛ АЛП ААЛ АЛА АЛЛ |
амбидекстры |
ЛПП ЛПЛ ЛЛП ЛПА ЛАП ЛЛАЛАЛ ЛАА |
леворукие |
ЛЛЛ |
"чистые" левши |
М. Безруких приводит интересные данные о более низком по сравнению со средним интеллектуальном уровне и работоспособности у обоих крайних вариантов: "чистых левшей" и "чистых правшей".
Установлено также, что наименее успешно пространственные задания выполняют испытуемые со смешанным типом асимметрии (ПАЛ, ПЛП, ПАП). Максимально продуктивны в пространственных заданиях лица с умеренно выраженной праворукостью и высокой степенью преобладания правого уха. Дети с левосторонним профилем латеральности обнаруживают низкий уровень произвольного ускорения при переходе с оптимального на более быстрый темп работы.
Естественно предположить и другие различия в способностях левшей, связанные с типом асимметрии.
Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. Например, по словам Николая Богданова, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторных координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
-
восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
-
формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
-
выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
-
копирования;
-
неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
-
зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
-
очень медленный темп письма.
Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.
Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется прежде всего в различной длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети- левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
Феномен зеркальных движений был впервые описан Вестфалем в 1874 году. К наиболее характерным проявлениям его относится зеркальное письмо, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.
Для объяснения феномена зеркальных движений имеется ряд концепций. Одни авторы видят причину в нарушениях зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, в дефектах зрительно-моторной координации и бинокулярного зрения. Другие рассматривают феномен как один из компонентов речевого расстройства. Но все исследователи приводят много данных о связи феномена зеркальных движений с наличием левшества.
Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.
По многочисленным наблюдениям, снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости.
Путем многочисленных исследований специалистами было выделено 7 основных видов феномена зеркальных движений у детей:
-
реверсия формы (РФ) отдельных букв при нормальной лево-правой направленности письма и соблюдении заданного порядка букв;
-
реверсия заданного порядка (РП) при нормальной лево-правой направленности письма;
-
сочетание реверсии заданного порядка букв с реверсией их формы (РП+РФ) при нормальной лево-правой направленности письма;
-
реверсия направленности письма с лево-правой на право-левую (РН);
-
сочетание реверсии направленности с реверсией заданного порядка букв (РН+РП);
-
сочетание реверсии направленности с реверсией формы букв (РН+РФ);
-
сочетание реверсии направленности с реверсией заданного порядка букв и реверсией формы букв (РН+РП+РФ).
|