Особенности адаптации в подростковом возрасте.
Подростковый возраст, который так часто именуется наиболее сложным, определяется физическими границами как 11-15 лет. В это время происходит основная перестройка организма: 1 - физиологическая: проявляются первичные и вторичные половые признаки, благодаря увеличению выделения в кровь гормонов, соответствующих полу (мужских / женских); 2 - психологическая, такая, как идентификация себя с мужчиной / женщиной , построение поведения, общения, отношения к своему внутреннему и внешнему миру. Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это время подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков с более старшими людьми. У подростков происходит адаптация к социально - устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями. В этот небольшой промежуток времени подросток должен сориентироваться в понятиях 'мужчина' и 'женщина', а так же применять к себе эти понятия, чувствуя отличия своего теперешнего состояния и того, кем он был/была до этого. При взрослении ребенка происходит его становление, готовность к жизни во взрослом обществе, как равноправного участника жизни.
Новая для него позиция проявляется: · во внешнем облике, · манерах (как часть поведенческой идентификации со своим полом), · копирование отношений (как часть половой идентификации), · включение во взрослую интеллектуальную жизнь (участие в таких отраслях жизни, как: наука, искусство, занятие самообразованием), · помощь в решении ежедневных домашних проблем (например, ежедневные обязанности по дому, помощь уставшей на работе маме). Одновременно с этими проявлениями возникает чувство взрослости - отношение подростка к себе, как к взрослому, ощущение себя взрослым (как особая форма самосознания). При этом надо оговориться о том, что подросток всеми известными и доступными для него методами пытается показать, что он является такой же весомой и значимой частью общества, как и все, кто его окружает, но все эти доказательства создаются для получения дополнительных прав, которых у него/нее ранее не было, а не для получения дополнительных обязанностей. Одновременно возникает интерес к своему внутреннему миру, подросток открывает сложные переживания, связанные с новыми отношениями, пристально анализирует свои поступки. Происходит становление основ мировоззрения. При этом часто сближение воображения и теоретического мышления является импульсом к творчеству, но не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, хотя и используют возможности своего творческого воображения. Все ранее высказанные переживания и приводят к наиболее заметным и известным всем взрослым конфликтам взрослый - подросток. Надо учесть, что немного завышенные требования к себе и окружающим- это всего лишь результат самоутверждения подростка в его новом качестве, а не проявление его наиболее вредных черт характера, который взрослые связывают с наличием таких же отрицательных черт у родственников подростка. Самоутверждение - это долгий, растянутый во времени, сложный процесс, во время которого человек сам утверждает самого себя как единую, целую и гармоничную личность. Самоутверждение происходит путем выбора стратегии самоутверждения. Одна из известных классификаций выделяет три способа самоутверждения личности: · неуверенное поведение, · ассертивное поведение, · агрессивный стиль межличностного общения.
Для людей, выбравших неуверенное поведение (неуверенная личность), характерно: - ориентация личности на конформное поведение (т.е. строгие рамки законов, правил поведения, общественной морали являются обязательными и не могут даже подвергаться пересмотру), - тенденция скрывать собственное мнение (которое может иногда и не формироваться из-за отсутствия необходимости его высказывать), - адекватные эмоциональные реакции, с предпочтением неопределенных и мало выразительных форм речевого общения (то, что от него могут ждать и не более).
Для людей, выбравших ассертивное поведение (конструктивная личность) характерно: - отвечать без заминки, говорить достаточно громко и естественным для себя тоном - не избегать смотреть на собеседника, - охотно обсуждать предложенную тему, - открыто давать знать о своих чувствах, - высказывать свое мнение, - учитывать при беседе или любом личном контакте правила и законы, присущие данному коллективу, но при этом ориентироваться и использовать их по своему усмотрению.
Для людей, выбравших агрессивный стиль межличностного общения (доминирующая личность), характерно: - отвечать, прежде чем собеседник успел закончить свою мысль, - громко говорить вызывающим тоном, - смотреть на других свысока, - пренебрежительно отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать), - навязывать всем свое мнение, - с жаром изливать свои чувства, - ставить себя выше всех и причинять боль другим, чтобы не сделать больно себе.
Неуверенная личность в различных жизненных ситуациях используют стратегию самоподавления. Например, говорят 'да', когда надо сказать 'нет'; избегают ситуаций, когда надо брать инициативу на себя. Но могут реагировать конструктивно, если в ситуации отсутствует конкретный партнер. Конструктивная личность ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, стремится к людям, используя стратегию сотрудничества. Доминирующая личность использует стратегии агрессии, в тех ситуациях, когда конструктивная личность ведет себя, как описывалось ранее. Следовательно, самоутверждение заключается в том, что именно благодаря ему человек находит способ обретения Смысла Жизни. Это самораскрытие себя, как Человека и постановка своего места в Жизни. Самоутверждение и адаптация для подросткового возраста являются единым целым, при этом самоутверждение можно рассматривать как внутренний процесс, а адаптация - его внешнее проявление, или самоутверждение - это основной способ адаптации.
Адаптация - это процесс активного приспособления индивида к условиям новой среды, при последовательном достижении результатов: в обществе, коллективе, семье и по отношению к себе.
Адаптация включает в себя следующие подвиды: - биологический (телесный), - психологический (внутренний мир), - социальный (внешнее проявление в семье и коллективе). Адаптация - это схема, или стиль разрешение различных видов проблем, например: - временной (при нахождении временно в коллективе или ситуации), - постоянной (общение со школьными друзьями или родителями дома), - трудной (требующей долгого и терпеливого разрешения), - простой (разрешаемой сама по себе), - разрешимой (ведь как говорят старейшие: есть три выхода из любой ситуации: один - знает человек, который завел тебя в эту ситуацию, другой - ты найдешь сам, а третий - никто не знает), - не разрешимой (то есть по твоему мнению у этой проблемы нет выхода); - вообще не быть проблемой, в зависимости от ситуации, коллектива, и самого человека, ведь именно он определяет для себя постановку данного вопроса.
Сам субъект может замечать или не замечать данную проблему, в зависимости от ее актуальности на данный момент и личной стратегии самоутверждения. Наиболее активно из всех видов адаптации проявляется социальная адаптация, ее главной особенностью является сближение целей и ценностных ориентаций группы, и входящего в нее человека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Адаптация происходит строго в рамках социума, в котором находится человек и предусматривает все нюансы, как для отдельного человека, так и для группы, вне зависимости от ее количества, так как именно социум и является контролирующей и корректирующей совокупностью для человека. Так как практически даже выходя на улицу, мы должны общаться со всеми кто нас окружает. Адаптация так же предусматривает возрастные особенности, в данном случае это подростковые, а именно подросток является новым человеком, начинающим принимать нормы социального поведения как взрослый член общества. Следовательно, это принятие ряда норм, обязанностей и прав. Доля поисков стратегии самоутверждения и адаптации подростка индивидуально не слишком велика, так как большое влияние на него оказывают сверстники и особенно домашний микроклимат взаимоотношений в семье. Дело в том, что самое первое и самое глубокое воспитание закладывается в ребенке с рождения родителями, ведь не зря говорят, что если вы не стали воспитывать вашего ребенка с первой минуты его рождения, значит, вы уже упустили время. Коррекционная работа по формированию личности подростка в семье, как наиболее сложный процесс должна происходить постоянно. Ведь именно она и является отправной точкой отсчета для подростка. Подводя итог выше сказанному, можно еще раз напомнить, что сложный мир подростка, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировки, надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, что бы потом долго и утомительно не заниматься исправлением их ошибок. Ведь именно взрослый осознанно или нет, формирует личность, стратегию самоутверждения и адаптацию у своего подростка.
Сурцукова Н.С.
Литература: 1. Феномен человеческого самоутверждения. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. С-П. 2000. 2. Возрастная психология. Кулагина И.Ю. М. 1999
|