Обломок Атлантиды


     ''Знание - действительно сила'', по крайней мере, на счастливом воображаемом острове Бенсалем, где мы побывали прошлый раз, и где так высоко ценится труд ученых.

     Итак, наше летнее путешествие по утопиям продолжается. Во время посещения Новой Атлантиды Френсиса Бэкона мы вдруг вспомнили, что немного поторопились. А как же старая платоновская Атлантида?! Там - то мы еще не были.

     Что верно, то верно. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что вся философская литература, посвященная путешествиям в утопии, обязательно чем-то обязана платоновской Атлантиде.

     Платон был неисправимый мечтатель. Всю жизнь он стремился не только созерцать возвышенные идеи, но отважно пускался в путь, часто с опасностью для жизни, чтобы превратить свои идеи в образец справедливого, просвещенного государства.

     Мы не будем сегодня пускаться в бесконечные споры о том, существовала ли реальная Атлантида или нет. Мы просто побываем в той первозданной Атлантиде, о которой рассказал человечеству сам божественный Платон.

     Постойте, постойте: Платон ведь отстраняется от описания Атлантиды, об острове рассказывает его друг, которому, прямо как в сказке, рассказал об этом чудесном острове его девяностолетний дедушка, а деду - мудрый афинский законодатель Солон, а тому египетский жрецы во время пребывания Солона в Египте:Кого же нам слушать?!

     Трудная задача: А давайте-ка послушаем самого старшего из платоновских рассказчиков - неизвестного египетского жреца, жившего в дельте Нила. Уж он-то наверняка говорил правду:


     ''Слушай же, чужестранец. Великие Боги по жребию разделили всю землю на владения. Одним досталось побольше, другим - поменьше. Великий Бог морей Посейдон получил в удел Атлантиду, огромный остров, что лежал перед тем проливом, который называется на вашем языке Геркулесовыми столпами. Тот остров был больше Ливии и Азии вместе взятых. Посейдон укрепил холм посреди острова, и огородил его попеременно водными и земными кольцами, да так ровно, словно работал циркулем''.


     Остров тот, Атлантиду, Посейдон заселил своими детьми, зачатыми от смертной женщины. Он разделил весь остров на десять частей и отдал их детям. Причем первенцев поставил царями над остальными. Того, кто первым получил царство, звали Атлант.

     От Атланта произошел особо многочисленный и почитаемый род, в котором старейший всегда был царем, и Атланты скопили такие богатства, каких никогда не было в прошлом.

     Чего только не было на чудесном острове - любые виды ископаемых металлов, лес для строительства в огромном количестве и даже слоны, которых на Атлантиде водилось великое множество. Корма хватало не только для всех. Хлеб, овощи, благовония - всего было вдоволь.

     Реки, озера, луга, многолюдные селения, горы защищавшие остров с севера - все это по множеству, величине и красоте превосходило все когда-либо существовавшее.

     Цари Атлантиды построили святилища, дворцы, гавани и верфи и привели всю страну в идеальный порядок, придав ей следующий вид:


     "Прежде всего, о чужестранец, Атланты перебросили удобные мосты через водные кольца, окружавшие столицу. Центральный дворец же они с самого начала выстроили там, где стояла обитель Бога Посейдона и их предков. Принимая его в наследство, каждый из царей Атлантиды все более и более украшал его, всякий раз стараясь превзойти своих предшественников.

     Теперь остров, на котором высится блистающий на солнце дворец, окружают мощные и высокие стены, из белого, черного и красного камня. На мостах у проходов к морю всюду башни и ворота. Стены наружного земляного кольца медные, стены внутреннего кольца оловянные, а стены самого дворца из таинственного металла, от которого исходит божественное сияние.

     От моря атланты провели канал широкий и глубокий. Любой корабль может подойти под стены города. Самая большая гавань всегда была переполнена кораблями, на которых ото всюду прибывают купцы, и притом в таком множестве, что днем и ночью слышатся говор, шум и стук".


     Главный храм Атлантиды был посвящен Посейдону. Снаружи он сверкал серебром и золотом, а внутри поражал воображение потолком из слоновой кости, с расписными узорами.

     Сам бог Посейдон на колеснице, запряженной шестью крылатыми конями, и в сопровождении ста дочерей Нереид, верхом на дельфинах встречал в храме царей Атлантиды.

     Кроме того, к их услугам всегда были два чудесных источника - родник холодной и родник горячей воды. Они давали воду в изобилии, удивительную как на вкус, так и по целительной силе.

     От источников вода шла в летние и зимние купальни, отдельно для царей, отдельно для простых людей, отдельно для женщин и отдельно для коней.

     Мы, конечно, увлеклись рассказом об Атлантиде и позабыли о том, что же перед нами - явь или философский вымысел Платона?

     Этого, по-видимому, и хотел великий философ - ведь для творчества Платона мечтательность была чрезвычайно плодотворна. Платон - настоящий теоретик и создатель зримых философских идей. Его Атлантида идеальна, это видимый образ, видимая идея. Не зря она похожа на совершенный геометрический чертеж. Платон как будто нарисовал Атлантиду на песке или пергаменте, пользуясь точным математическим расчетом и своими любимыми геометрическими фигурами - прямоугольником, квадратом и кругом.

     Слушатели же Платона до сих пор не могут отделаться от иллюзии, что старейший египетский жрец, от имени которого ведется повествование, сам посещал Атлантиду и все чудеса острова видел своими глазами.

     Послушаем, как красочно рассказывает жрец про таинственный и страшный обряд атлантов, на который допускались только избранные:


     "Такого не приходилось видеть даже нам, чужестранец! В роще, при святилище Посейдона на воле разгуливали огромные быки; и вот десять царей Атлантиды, оставшись одни, вознесли молитвы Посейдону и приступили к их ловле, вооружившись только палками и арканами. Пойманного быка они подводили к стеле, на которой были высечены законы Атлантиды. Здесь быка закалывали, так, чтобы кровь стекала на письмена.

     А после, цари растворяли в чаше вино, и каждый бросал туда по сгустку бычьей крови. Зачерпнув из чаши священную влагу золотыми фиалами и сотворив над огнем возлияние, они приносили клятву: "Мы, цари Атлантиды, дети Бога морей Посейдона клянемся, что будем чинить суд по данным нам богами законам, и карать того, кто в чем-либо преступил закон".

     Поклявшись такой страшной клятвой за себя самого и за весь род своих потомков, каждый из царей Атлантиды пил священный напиток с бычьей кровью и водворял фиал на место в святилище бога.

     Затем наступала ночь, и тьма закрывала судилище. Жертвенный огонь остывал, цари облачались в прекрасные иссиня-черные накидки, садились на землю вокруг жертвенника и, погасив в храме все огни, творили суд и подвергались суду, если кто-либо из них нарушил закон".


     Казалось, вечно будет процветать прекрасный остров. Правители Атлантиды строго повиновались законам и жили в дружбе со сродным им божественным началом. Они сохраняли истинный и во всем великий строй мыслей, относились к неизбежным определениям судьбы и друг к другу с разумной терпеливостью. Они презирали все кроме добродетели, они ни во что не ставили богатство и считали чуть ли не за досадное бремя груды золота и прочих сокровищ.

     vОни не пьянели от роскоши, не теряли власти над собой, но, храня трезвость ума, отчетливо видели, что такое чудо как Атлантида обязано своим процветанием общему согласию.

     Однако постепенно, как рассказывал египетский жрец, стала истощаться природа, унаследованная атлантами от бога Посейдона. Многократно растворяясь в смертной примеси, божественное начало потускнело, и в Атлантах возобладал человеческий нрав. Они оказались не в состоянии выносить свое богатство и утратили благопристойность.

     Внешне атланты казались еще прекраснее, но внутри их бушевали жадность и другие разрушительные страсти.

     И вот Зевс созвал всех богов в славнейшую из своих обителей, и обратился к ним с такими словами:

     К сожалению, мы никогда не узнаем, что сказал богам Зевс-Громовержец. На этом рассказ египетского жреца обрывается. Из другого же рассказа мы узнаем, что в один день и бедственную ночь остров Атлантида исчезла с лица земли, погрузившись в морскую пучину. После этого море в тех местах, стало несудоходным и недоступным мореплавателям по причине обмеления, вызванного огромным количеством ила, который оставил исчезнувший остров.

     Да, сила воображения Платона, вызвавшая к жизни Город ста золотых ворот и другие чудеса острова, была не меньше той силы, которая погрузила Атлантиду на морское дно. Это была одна и та же сила человеческого ума, воображения и мастерства.

     Эхо платоновского рассказа уже несколько тысячелетий продолжает волновать не только философские умы. Где только не искали Атлантиду археологи и историки, даже у нас, за Рифейскими, то есть Уральскими горами и в Северном Ледовитом океане!

     Но где уж точно существует Атлантида, так это в той реальности, которая именуется пространством культуры.

     А раз так, то и наш философский музей может похвастаться тем, что хранит маленький призрачный обломок той самой стелы, над которой цари Атлантиды совершали свой тайный и кровавый обряд. Ветры, волны и время основательно потрудились над этой священной реликвией, но все же на обломке уцелело несколько слов. Послушаем же на прощанье далекое послание атлантов:


     "Бранить живых людей в Атлантиде запрещается в правительственных зданиях, в суде, в храме и на торжествах. Бранить же мертвых запрещается везде, ибо мертвые бессильны защищаться!"


Литература


1. Платон. Соч. в 3-х тт. - М. - 1969 - 72.

2. Виндельбанд В. Платон. - Киев. - 1993.

3. Домбровский А.И. Платон, сын Аполлона. - М. - 1998.

4. Панченко Д.В. Платон и Атлантида. - Л. - 1990.

5. Жиров Н.Ф. Атлантида: Основные проблемы атлантологии. - М. - 1964.

6. Галанопулос А.Г., Бэкон Э. Атлантида: За легендой - истина. - М. - 1983.

7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М. - 1994.

8. Лосев А.Ф., Тахо - Годи А.А. Платон. Аристотель. - М. - 1993.




Valid HTML 4.01 Transitional