Слон Будды


     Следя за полётом бабочки Чжуанцзы, мы незаметно оказались в зале древнеиндийской философии. Здесь всё внимание сразу привлёк, пожалуй, самый большой экспонат нашего музея - огромный белый слон с могучими ногами, длинным хоботом и великолепными бивнями. Наш слон кроток и безобиден. Он молчалив, однако, его часто можно встретить на шумных философских диспутах, особенно там, где обсуждаются трудные и глубокие вопросы познания. Белый слон приходит туда из буддийской притчи о слоне и слепцах, рассказанной когда-то самим Просветлённым.

     Легенда говорит о том, что рождение самого Будды тоже связано со слоном. Чудесный сон увидела будущая мать Просветлённого. Снится ей, что боги, стражи четырёх стран света, перенесли её на Гималаи и оставили на ложе под тенистым деревом. Явились затем богини и омыли её в священном озере и одели в небесные одежды. И когда она вновь возлегла, вдруг явился белый слон и вошёл в её правый бок.

     Наутро царица рассказала сон мужу. Царь позвал звездочётов, чтобы те объяснили чудесный сон. И сказали они: 'У царицы родится ребёнок, и если он останется в миру, то будет царём всей земли, а если станет отшельником, то будет Буддой - Просветлённым и учением своим просветит весь мир'.

     И стала царица ждать рождения сына. И когда пришло время, она захотела отправиться в загородный сад. Здесь, стоя под деревом, она родила сына, который чудесным образом вышел у неё из правого бока. Младенец сделал несколько шагов и издал победный клич, от которого содрогнулись злые силы.

     Кто знает, может быть благодаря этой легенде в буддийских притчах часто присутствует слон.

     Проповеди Будды производили на слушателей неизгладимое впечатление. Вечером, когда спадала жара, ученики собирались вокруг учителя и прислушивались к его голосу. Голос был совершенен и полон мира:


     - 'Как Вы думаете, о ученики, чего больше, воды в четырёх великих океанах или слёз, которые Вы пролили, пока блуждали и странствовали в долгом паломничестве, называемом жизнью?

     Вашей долей было то, что Вы ненавидели, а то, что Вы любили, не было Вашей долей'.


     Спокойно и ясно текла тихая речь Будды. Он излагал своё учение о страдании, о происхождении страдания и о пути к его уничтожению. Терпеливо шёл Будда своим обычным путём поучений - путём притч, примеров и повторений.

     Когда Будда, с наступлением ночи, заканчивал свою проповедь, некоторые из паломников выступали вперёд. Одни высказывали горячее желание вступить в общину и сделаться его учениками. Другие, пользуясь случаем, задавали Просветлённому вопросы и просили разъяснить им то, что они не поняли из великого учения.

     На многие вопросы ответил Будда и стал одним из великих учителей человечества. Однако есть вопросы, на которые не ответил сам Будда. Вот эти знаменитые десять вопросов:


     Вечен ли мир, или он не вечен?

     Конечен ли мир, или он бесконечен?

     Тождественна ли душа с телом, или душа отлична от тела?

     Бессмертен ли познавший истину, или он смертен?

     Будет ли познавший истину одновременно и бессмертным и смертным? Или нет?


     Ученики Будды с волнением ждут ответа на эти предельные философские вопросы. А что же Будда? Будда молчит:

     О, это великое молчание Будды. Как оно красноречиво! Только противники Просветлённого, скептики и глупцы посмеивались над ним. 'Будда просто не знает ответа на эти вопросы', - кричали они.

     И вот, подождав, пока шум сам собой стихнет, начинает говорить Будда:


     - 'О братья! Представьте себе человека, раненного стрелой в грудь. Спасение его зависит от искусства врача, который легко может вынуть смертельное орудие. Неужели раненый станет спрашивать у врача - из какого дерева сделана эта стрела, какой краской и в какой цвет она окрашена и перья какой птицы к ней прикреплены?

     Неужели он станет задавать подобные вопросы, зная, что драгоценное время проходит и ему грозит неминуемая смерть?!'


     Ученики поняли учителя и просияли. Конечно же, он знает, как решаются проклятые философские вопросы, которые ему задали. Для него они тоже важны, но второстепенны. А главное - это учение о благородных истинах, о страдании и о пути праведника. Ведь первейшая задача - положить конец несчастьям. А тот, кто посвящает себя умствованиям о душе и мире, изнывая в то же время от страданий, поступает как глупец.

     В подтверждение этого Будда и рассказал свою знаменитую притчу о слоне и слепцах:


     Один царь приказал собрать к себе во дворец слепых от рождения и спросил их - каков вид слона. Слепцы отвечали, что они ничего не видят и поэтому ничего не могут сказать.

     Тогда царь приказал вывести слона и подвести к нему слепцов. Каждый из них ощупал ту часть слона, к которой прикасалась его рука. Затем царь опять подозвал их и спросил: 'Узнали ли Вы теперь, какой вид имеет слон?'

     ' Узнали', - радостно ответил один из слепцов, ощупавший слоновье брюхо: 'Он похож на ведро!'

     'Нет' - перебил его другой, ощупавший ногу: ' Он похож на столб'.

     Третий опровергал доводы товарищей по несчастью и утверждал, что слон похож на канат.

     Между слепцами возник нескончаемый спор, и дело чуть не перешло в потасовку. Тогда царь вмешался и сказал: 'О толпа несчастных людей, лишённых зрения! К чему безумно спорить о форме слона, когда Вы не знаете, кого осязали!'


     Просветлённый редко произносил длинные речи. Это было результатом его долгой отшельнической жизни, большую часть которой он провёл в безмолвном созерцании. Но уж то, что Будда нашёл нужным сказать, оставалось в веках.

     Вот и слон из притчи стал гулять по научным аудиториям, задавая всем своим видом один и тот же безмолвный вопрос и философам и астрономам и физикам: 'Как можно рассуждать о законах мироздания, не зная само мироздание, а зная только ничтожную его часть?'

     Так что споры о слоне не смолкают до сих пор. Их отзвук слышится даже в нашем призрачном музее. Однако великое молчание Будды от этого не становится менее великим. Не будем же уподобляться слепцам из притчи и в музейной тишине посмотрим на белого слона и попытаемся понять великое молчание Просветлённого.


Литература


1. Жизнь Будды. - Новосибирск - 1994.

2. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. - 1994.

3. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. В 2-х тт. - СПб. - 1996.

4. Чаттопадхьяя Д. Индийский атеизм. - М. - 1973.

5. Упанишады. В 3-х тт. - М. - 1992.

6. Философские вопросы буддизма. - Новосибирск. - 1984.

7. Буддизм и литературно-художественное творчество народов центральной Азии. - Новосибирск. - 1985.

8. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. - М. - 1985.

9. Литература древнего Востока. Иран. Индия. Китай. - М. - 1984.

10. Гессе Г. Сиддхарта. - Киев. - 1993.




Valid HTML 4.01 Transitional