ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

     Популярность популярности рознь. Популярность может быть союзницей строгой научности. Вот тот тезис, на который опирался автор, начиная свою ''Занимательную философию'' и пускаясь в воображаемое путешествие по залам призрачного философского музея "Совы Минервы". При этом цель была весьма скромна - не столько сообщить читателю что-то новое и сверхсложное из истории философии, сколько помочь оживить те знания, которые он уже приобрел в школе или в институте.

     В шутку говорят, что ''знание это то, что остается у человека, когда он все забывает''. В этой шутке как, впрочем, и во всякой другой, есть доля правды. Иногда тот или иной образ, та или иная стихотворная строчка или даже математическая формула так западают в память, что, говоря словами поэта, ''ее оттуда не вышибешь колом''.

     Такие знаковые, запоминающиеся образы и стали основой своеобразной экспозиции нашего воображаемого музея. Зонтик Канта, Буриданов Осел, кошка Конфуция, Платоническая любовь и другие музейные редкости - мы уже слышали когда-то о них или что-то читали. Современная психология учит нас, что запоминание любой информации лучше начинать не с чистого листа, а иметь некое культурно - историческое ''поле''. Это поле есть у каждого человека. Поэтому задача автора заключалась в том, чтобы не укорять читателя: смотри, дескать, какой ты необразованный. А наоборот, идти от хорошо известного дальше: к неизвестному.

     При этом мы сознательно стремились к ''веселой научности''. Интерес к предмету повышает внимание, облегчает понимание и способствует более прочному усвоению знаний. Здесь главная цель - возбудить у читателя деятельность философского воображения, приучить мыслить и мыслить самостоятельно, в духе гениев прошлого и настоящего.

     Это, разумеется, не отменяет чтения серьезной философской литературы. Иные авторы историко-философских книг забывают ироничные слова Канта о том, что, если бы философия сводилась только к своей истории, то самыми лучшими философами были бы историки философии. Мы не состязаемся с Сартром, Гегелем или Северином Боэцием. Мы учимся у них.

     Внимательный читатель наверняка заменит, что во всех без исключения рассказах, помимо научной и учебной литературы, используются оригинальные тексты корифеев философской мысли. Иногда они эти тексты просто пересказываются, иногда вообще воспроизводятся без искажения. Сделано это так же сознательно, ибо кредо автора заключается в простой истине - лучше Платона, Канта, Фомы Аквинского или Чжуанцзы не скажешь то, что они хотели нам сказать. Кроме того, после каждого рассказа учащегося ждут вопросы для самостоятельной работы. Это уже совершенно серьезные вопросы, на которые возможно дать ответ только после вдумчивого прочтения классических философских источников, научной и учебной литературы.

     Пусть не пугает читателя некоторая пестрота рассказов и хронологические неувязки. Вспомните, будучи школьниками и посещая исторические или литературные музеи, нам не всегда хотелось смотреть именно ту экспозицию, о который рассказывал экскурсовод или учитель. Нам не терпелось бежать в другой зал, чтобы хоть глазком взглянуть, а что же там. Этим прекрасным, полузабытым детским чувством поиска неизведанного определяется наша траектория движения по истории философии.

     Как утверждается в одном из наших рассказов: философия обладает особым способом существования, философские проблемы и их решения вечны и не могут устареть. Эта истина добавляла автору оптимизма при работе над созданием философского музея.

     Основой книги стала радиопередача ''Сова Минервы'', которая уже несколько лет существует в эфире радиостанции ''Радио-1 Культура''. Автор выражает сердечную признательность заведующей литературный редакции "Радио - 1" Екатерине Шевелёвой, а так же радиожурналисту и неизменному соавтору "Совы" Александру Щербине. Автор искренне благодарен доценту Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина М.Б. Борисову за помощь в постановке передач цикла, а также замечательным актрисам Елене Артёменко и Анне Марковой, чьи голоса украсили не одно путешествие по философскому музею.

     Мне часто представляется философский музей. Где-нибудь в тихом саду Эпикура стоит прекрасный дворец. На крыльце вместо львов платоновские андрогины. Внутри много пространства, много света - чтобы лучше думалось. Многочисленные залы, в которых с непривычки можно заблудиться, хранят уникальные экспонаты и за каждым из них своя жизнь, своя история.

     Вот пузатая бочка Диогена, выданная ему жителями города Синопа взамен старой, тут же неподалёку панцирь черепахи, которую так и не смог догнать быстроногий Ахиллес. А вот обломки некогда великой Атлантиды, которая, говорят, покоится на морском дне в ожидании своего Шлимана.

     В центре музея под стеклом знаменитый философский камень, над которым парит хозяйка и хранительница дома мудрости - Сова Минервы.

     А это, судя по всему, легендарный зонтик старика Канта. Так и есть, мы случайно оказались в зале классической немецкой философии. Сколько ещё таких залов скрывает наш философский музей.

     Но, тише, вот идут первые посетители во главе с бородатым экскурсоводом. Давайте присоединимся к ним и послушаем...


Найденкин С.М.,

кандидат философских наук




Valid HTML 4.01 Transitional