Щетка Маргариты


     Дьявол говорит правду гораздо чаще, чем предполагают. В этом убедились мы во время прошлой нашей встречи, слушая анекдотично-философические рецепты черта из романа Достоевского ''Братья Карамазовы''.

     Анекдот в Х1Х веке - это не совсем то, что мы сегодня разумеем под анекдотом. Это не только смешной, но и просто необычный случай, эдакий казус.

     Федор Михайлович Достоевский любил такие казусы. И сегодня добрую улыбку вызывает хрестоматийно-школьная трактовка наследия Достоевского как наследия, в котором представлена только трагическая, темная сторона жизни.

     А как же ''Дядюшкин сон'', ''Крокодил'' и тому подобные казусы?!

     Как мы убедились, казусы черта весьма философичны, да и сам он не прочь пофилософствовать. ''Я, говорит, хочу в идеалистическое общество записаться, оппозицию у них буду делать: дескать, реалист, а не материалист, хе-хе!!''

     В нашем веке черт Достоевского прямехонько перескочил в любимый всеми поколениями роман Михаила Булгакова ''Мастер и Маргарита''. Бывалый бес добавил к клетчатым панталонам клетчатый пиджачок и предстал у Булгакова: нет, нет, ни как Воланд, а как Фагот-Коровьев.

     Он тоже не прочь пофилософствовать. И сегодня мы продолжим рассказ о дьявольских рецептах, которые имеют философскую подоплеку.

     Но, вначале один чрезвычайно современный казус от Коровьева. Помните, героиня романа Маргарита недоумевает - где это в нехорошей квартире номер 50 поместился необъятных размеров зал для бала у Сатаны?! А Коровьев сладко ухмыляется и объясняет:


     "Самое несложное из всего! Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам больше, до чёрт знает каких пределов!

     Я, впрочем, знавал людей, не имевших никакого представления не только о пятом измерении, но вообще ни о чём не имевших представления и, тем не менее, проделывавших совершеннейшие чудеса в смысле расширения своего помещения.

     Так, например, один гражданин, получив трёхкомнатную квартиру на Земляном валу, без всякого пятого измерения и прочих вещей, мгновенно превратил её в четырёхкомнатную, разделив одну из комнат пополам перегородкой.

     Засим эту он обменял на две отдельных квартиры в разных районах Москвы - одну в три и другую в две комнаты. Согласитесь, что их стало пять. Трёхкомнатную он обменял на две отдельных по две комнаты и стал обитателем шести комнат, правда рассеянных в полном беспорядке по всей Москве.

     Он уже собирался произвести последний и самый блистательный вольт, поместив в газете объявление, что меняет шесть комнат в разных районах Москвы на одну пятикомнатную квартиру на Земляном валу, как его деятельность, по независящим от него причинам, прекратилась.

     А вы изволите толковать про пятое измерение!"


     Что и говорить, рецепт расширения жилплощади, конечно же, дьявольский и мы ни в коем случае не советуем им пользоваться. Читая в который уже раз веселые казусы Коровьева, мы восхищаемся творческой фантазией Булгакова и можем не задумываться над проблемой пятого измерения. Однако, сам Михаил Афанасьевич весьма серьезно и по философски подходил к этому вопросу. Он внимательно штудировал работу великого богослова и философа Павла Александровича Флоренского ''Мнимости в геометрии''

     В этой работе отец Павел выделяет надмирную область, в которой действуют законы мнимого пространства. Такое пространство, при определенных условиях может существовать и в земной действительности.

     Мнимое пространство - это как бы вывернутое наизнанку реальное пространство.

     Ну а где бывать черту, как не в таком мнимом пространстве?!

     Представить себе мнимое пространство можно и тогда, когда реальные тела становятся прозрачными. А всякое прозрачное, как сказал бы Флоренский, - призрачно.

     Первое появление перед читателями самого Коровьева тому подтверждение:


     "И тут знойный воздух сгустился перед Берлиозом и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок. Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно и физиономия, прошу заметить, глумливая.

     Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. Ещё более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал:"Этого не может быть!"

     Но это, увы, было, и длинный, сквозь которого видно, гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо.

     Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза".


     Прозрачный черт создает ощущение тревоги и мы чувствуем ужас, охвативший Берлиоза.

     Можно ли человеку попасть в мнимое пространство? Оказывается, отец Павел ответил и на этот вопрос и ответил так, что удивился бы Альберт Эйнштейн.

     По предположению Флоренского при скоростях больших скорости света пространство ломается, подобно тому, как воздух ломается при сверхзвуковой скорости. Тогда то мы и попадаем в мнимое пространство.

     А дальше - больше. При скорости превосходящей скорость света время протекает в обратном смысле, так что следствие предшествует причине, тело утрачивает свою протяженность, переходит в вечность и приобретает абсолютную устойчивость, превращаясь в идею.

     Идеи же существуют как раз в мнимом пространстве.

     Есть предположение, что Булгаковская Маргарита, став ведьмой, летит на своей знаменитой щетке со скоростью большей скорости света:


     "Маргарита сделала ещё один рывок, и тогда всё скопище крыш провалилось сквозь землю, а вместо него появилось внизу озеро дрожащих электрических огней, и это озеро внезапно поднялось вертикально, а затем появилось над головой у Маргариты, а под ногами блеснула луна. Поняв, что она перекувырнулась, Маргарита приняла нормальное положение и, обернувшись, увидела, что и озера уже нет, а что там, за нею, осталось только розовое зарево на горизонте. И оно исчезло через секунду, и Маргарита увидела, что она наедине с летящей над нею слева луною. Волосы Маргариты давно уже стояли копной, а лунный свет со свистом омывал её тело. По тому, как внизу два ряда редких огней слились в две непрерывные огненные черты, по тому, как быстро они пропали сзади, Маргарита догадалась, что она летит с чудовищной скоростью, и поразилась тому, что она не задыхается".


     Однако, это, увы - предположение.

     Сегодня каждый школьник, насмотревшись зарубежных мультиков и фантастики, совершенно спокойно оперирует такими понятиями как ''пятое измерение'', ''сверхсветовые скорости'', ''телепортация'' и кричит своим приятелям, сбегая с урока: ''Телепортируемся!''

     Но обратим внимание на то, что в бесчисленных звездных войнах, которые мы привыкли наблюдать по телевизору, при сверхсветовых скоростях космические корабли как были в действительном пространстве, так и остаются, причина и следствие не меняются местами, время не протекает в обратном смысле и тело не утрачивает свою протяженность. Исключение, пожалуй, составляют фильмы Стивена Спилберга.

     Вот такой казус! А вы говорите - пятое измерение, вставил бы Коровьев.

     В заключение вспомним слова патрона пятого измерения, самого Воланда, сказанные Мастеру: ''Ваш роман принесет еще сюрпризы''.

     Очень хочется помечтать о том, что сюрпризом для нашего тоже призрачного философского музея мог бы стать кургузый пиджачок Коровьева и щетка, на которой Маргарита совершила свой дьявольски быстрый полет.


Литература


1. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. - М. - 1991.
2. Флоренский П.А. Соч. в 4-х тт. - М. - 1994-95.
3. Флоренский П.А. Соч. в 2-х тт. - М. - 1990.
4. Флоренский П.А. Иконостас. - СПб. - 1993.
5. Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. - М. - 1992.
6. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. - М. - 1989.
7. Русская философия. Словарь. - М. - 1995.
8. Галинская И.Л. Загадки известных книг. - М. - 1986.




Valid HTML 4.01 Transitional