Завещание Элоизы.


     Да, со страшным экспонатом из нашей коллекции познакомились мы во время прошлой экскурсии. Инквизиторский "Молот ведьм" - именно так называлась печально знаменитая книга Шпренгера и Инститориса до сих пор наводит ужас на читателей. Её даже боязно взять в руки, ибо кажется, что каждая страница пропитана кровью невинных жертв церковных авторитетов.

     Много бед наделала средневековая инквизиция, однако не смогла победить ни веру в истину, ни надежду на лучшую жизнь, ни любовь к философии и к философам.

     Пусть простят нас поклонники "Санта Барбары", "Рабыни Изауры" и "Моей второй мамы", но история средневековой любви, о которой мы хотим сегодня рассказать, не уступит популярным сериалам по драматической напряжённости. История эта о страстном и трагическом чувстве, которое родилось в груди средневекового мудреца Абеляра и его ученицы Элоизы, посмертным завещанием которой гордится наш музей.

     Пьер Абеляр был трубадуром философии, странствующим рыцарем диспутов. Получив редкое, по тем временам образование, Абеляр оставил наследство братьям, сменил меч рыцаря на "Дом Минервы" и переезжал из одной французской провинции в другую, ведя споры, побеждая в них своих учителей, удивляя и восхищая учеников. И чем шире распространялась его слава, тем более воспламенялась к нему зависть.

     А в это время жила в городе Париже некая девица по имени Элоиза, племянница каноника Фульбера. Дядя Фульбер в ней души не чаял и по отечески заботился о её успехах в науках.

     Абеляру понравилась девушка и за красоту и, особенно, за ум и он составил очень рациональный план завоевания её сердца. А именно, он начал переговоры с дядей о том, что, дескать, заботы о домашнем хозяйстве мешают его, Абеляра, учёным занятиям и не согласится ли Фульбер взять его к себе нахлебником и учителем Элоизы. Абеляр рассчитал всё прекрасно и точно - дядя Фульбер был скуп и охотно согласился. Тем более, думал дядя, Элоиза многому научится у Абеляра.

     Ну а как проходили их уроки - не трудно догадаться...


     - "Над раскрытыми книгами больше звучали слова о любви, чем об учении; больше было поцелуев, чем мудрых изречений".

     -"Руки чаще тянулись к груди, чем к книгам, а глаза чаще отражали любовь, чем следили за написанным".

     -"Но чем больше овладевало мной это сладострастие, тем меньше я был в состоянии заниматься философией и уделять внимание школе. Ходить в неё и оставаться там мне было в высшей степени скучно, так как ночью я бодрствовал из-за любви, а дни посвящал научным занятиям".


     Конечно, такая пылкая любовь сказалась на качестве лекций Абеляра. Он стал по рассеянности повторяться, да к тому же, как и положено влюблённому, ударился в сочинение стихов, баллад и песен, которые с удовольствием распевала молодёжь.

     Однако, человек предполагает, а Бог располагает. Элоиза почувствовал, что скоро станет матерью. Любовники, опасаясь гнева дяди, вынуждены были бежать. Абеляр увёз Элоизу к себе на родину и там у неё родился сын, которого счастливые родители назвали Астролябий. В решении этого вопроса они на семь столетий опередили пап и мам Гелия, Радия и Ванадия.

     После рождения сына Абеляр решил повиниться перед дядей и скромно обвенчаться. Элоиза же предлагала оставить их отношения прежними, как будто предчувствуя, что за венчанием последует несчастье...


     "Как смогу я гордиться этим браком, который обесславит Абеляра и равно унизит нас обоих?! Сколь большего наказания потребует от меня весь мир, если я отниму у него такое великое светило?! Сколь много вызовет этот брак проклятий со стороны церкви, какой принесёт он ущерб и сколь много слёз исторгнет он у философов!

     В конце концов, остаётся только одно - утешаться тем, что скорбь о нашей погибели будет столь же велика, сколь была велика наша любовь".


     И вот Абеляр и Элоиза обвенчались. Элоиза по-прежнему не хотела, чтобы об этом знали соседи и знакомые. А дядя Фульбер, наоборот обрадовался, и стал всем рассказывать о браке племянницы. В результате они поссорились. Дядя ругал и даже бил Элоизу. Узнав об этом, Абеляр тайно увёз жену в монастырь Аржантейль и отдал на попечение сёстрам-монахиням.

     Тогда дядя Фульбер совершенно обезумел. Он решил, что Абеляр хочет просто отделаться от Элоизы. И вот Фульбер подкупил слугу философа, нанял ещё двух злодеев, и под покровом ночной темноты они проникли в спальню к Абеляру и оскопили его.

     Правда, двое из злоумышленников были тут же пойманы, ослеплены и оскоплены, однако, можно вообразить страдания Абеляра. Ведь наутро к нему сбежались ученики и клирики, и он страдал не столько от раны, сколько от стыда и смущения. Он, конечно, видел в этом перст Божий, который точно покарал его за грехи.

     И вот Абеляр постригается в монахи. Такое же решение принимает и Элоиза. Однако, их бедствия на этом не заканчиваются. Абеляр будет вынужден собственными руками бросить в огонь своё "Ввдение в богословие" только за то, что утверждал:"Понимаю, чтобы верить". А не общепринятое - "Верую, чтобы понимать".

     Его публично, как какого-нибудь мальчишку, заставят читать наизусть "Символ веры", который он многократно и блестяще истолковывал. Наконец Абеляра изгонят из монастыря, организуют на него несколько покушений и только чудо спасёт философа от смерти.

     А что же Элоиза?! Её любовь не угасла, суда по письмам к Абеляру...


     "О, мой любимейший! Кто из царей или философов мог равняться с тобой в славе? Какая королева или владетельная дама не завидовала моим радостям или моему браку? В особенности же, признаюсь тебе, ты обладал двумя качествами, которыми мог увлечь каких угодно женщин, а именно, талантом певца и поэта. Этими качествами другие философы вовсе не обладали!

     Даже во время торжественного богослужения, когда молитва должна быть особенно чистою, грешные видения наших наслаждений до такой степени овладевают моей несчастной душой, что я предаюсь им более, чем молитве. И вместо того, чтобы сокрушаться о содеянном, я чаще вздыхаю о не совершившемся".


     С Элоизой тоже чуть не приключилась беда. Аббат, который ненавидел Абеляра за свободомыслие, сделался начальником монастыря, где жила Элоиза. Естественно, чтобы насолить философу, аббат начал с того, что изгнал из монастырских стен ту общину монахинь, в которой Элоиза была старшей сестрой.

     Так и рассеялисмь бы бедные сёстры по французской стороне, если бы им на помощь не пришёл Абеляр. Он просто подарил им свою маленькую молельню. А после и весь участок земли, на котором она стояла. Правда Элоизу Абеляр называет уже не женой, а сестрой во Христе, говорит о её благочестии, благоразумии и смирении. Стихов и песен в её честь больше не сочиняет.

     В конце жизни Абеляр был опять, в который уже раз обвинён в ереси и осуждён, даже не будучи выслушан. Это сломило его мужество, и он нашёл последнее пристанище в одном из монастырей. Здесь навсегда умолкли его смелая мысль и речь...


     - "Если зависть всю жизнь становилась на пути моих творений и мешала моим изысканиям, всё же дух мой получит свободу. Последний час мой положит конец ненависти и в моих сочинениях каждый найдёт то, что нужно для познания.

     Всякое знание есть благо, даже знание зла".

     - "Он был моим, тот, чьё имя вечно будут произносить с уважением - Абеляр!"


     Весной 1142 года Абеляра не стало. А через 13 лет, когда умерла Элоиза и гробницу Абеляра открыли, чтобы, по завещанию Элоизы, положить туда её тело, то, как гласит легенда...Абеляр открыл объятия и принял в них супругу.

     Их останки, после многих странствий, нашли место на парижском кладбище Пер-Лашез. Роман Руссо "Новая Элоиза" оживил популярность средневековой любовной драмы. Женщины и доныне украшают живыми цветами гробницу Абеляра и Элоизы.


От жажды умираю над ручьём,
Смеюсь сквозь слёзы и тружусь, играя.
Куда бы не пошёл - везде мой дом,
Чужбина мне - страна моя родная...
Я знаю всё - я ничего не знаю.
Мне из людей всего понятней тот,
кто лебедицу вороном зовёт.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду,
Нагой как червь - пышней я всех господ!
Я всеми принят - изгнан ото всюду...

Литература


1. Августин А. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. - М. - 1992.

2. Абеляр П. Тео-логические трактаты. - М. - 1995.

3. Соколов В.В. Средневековая философия. - М. - 1979.

4. Добиаш - Рождественская О.А. Абеляр. Энц.словарь. Христианство. В 2-х тт. - М. - 1993. - Т.1.

5. Философская энциклопедия. В 5-ти тт. - М. - 1960 - 70. - Т.1

6. Философский энциклопедический словарь. - М. - 1983.




Valid HTML 4.01 Transitional