ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА


Составители:

Кириенко Ольга,

Павлова Оксана,

Атясов Владимир.

 

Составлена для детских оздоровительных лагерей.

 

1999 год.

 

***********************************************************

 

Пояснительная записка


     Вступая во взаимодействие с существующими в физическом, социальном, культурном, временном пространствах жизни общественными ценностями, ребенок сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, учителями, воспитателями и другими значимыми для него взрослыми и сверстниками. При возникновении несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами в самосознании ребенка формируются негативные отношения, как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе. Ребенок начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам социальной дезадаптации. В условиях оздоровительного лагеря, когда привычное социальное окружение меняется, возникает возможность моделирования новых форм поведения ребенка в специально создаваемой воспитательной среде. Ценности физического, социального, культурного, временного пространств жизнедеятельности несут ребенку не обремененные прежними негативными отношениями педагоги и психологи лагеря. Их задачей является восстановление позитивных отношений ребенка к самому себе и окружающему миру, если они были утрачены в процессе жизнедеятельности дома и в школе.

     Основой для составления программы тренинга послужили разработки В.В. Петрусинского, а также были использованы работы, А.П. Ситникова, Г.А. Цукермана, Б.М. Мастерова, Б.Г. Ананьева, С.Т. Танцорова, Н.В. Цзена и других.

                Данная программа рассчитана на подростков, и несёт в себе следующие цели:

- вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, группы, социально- психологических ситуаций;

- познание своих слабых и сильных сторон во взаимодействии с другими людьми;

- формирование умений организации оптимального общения, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуаций;

- развитие навыков рефлексии и обратной связи.


Для успешной реализации данных целей, таким образом, необходимо осуществление работы по двум направлениям:

1. Организация на занятии процесса общения.

2. Организация рефлективной деятельности группы по отношению к процессу общения.


ДАННАЯ ПРОГРАММА ИМЕЕТ СВОИ ОСОБЕННОСТИ:

  • рассчитана на старший школьный возраст (9 - 11 кл.);

  • основной курс рассчитан на 10 занятий; длительность одного занятия от 1,5 до 3 часов; занятия могут проводиться 2-3 раза в неделю;

  • каждое занятие кроме первого, начинается с рефлексии, во время которого ведущий узнаёт у участников их состояние, желание продолжить работу. Затем ведущий объявляет тему и цели дня и переходит к основным процедурам. После каждого упражнения происходит рефлексия. Кроме основных процедур, в описании занятия присутствует разминка, игры которой могут проводиться в начале, середине или конце встречи. В конце каждого занятия организуется рефлексия процесса работы (отношение к происходящему, собственный вклад в него и т.п.), а также диагностика (состояния участников, понимания ими тренинговой ситуации. Очень важно привлечь внимание подростков к тем результатам, которые были получены в ходе встречи, сделать акцент на осознании того, что подросток увидел в себе или других, что почувствовал, выполняя то или иное упражнение, что произвело на него большое впечатление и т.д.;

  • проведение данного тренинга возможно только при соответствующей подготовке руководителя тренинга.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


                Стратегическую линию программы можно изобразить таким образом:

      диагностический этап - получение новой информации о себе и осмысление представлений о своём образе ''Я'.

      формирующий этап - выстраивание нового типа отношений с самим собою и окружающими; закрепление нового позитивного опыта общения и избавление от неконструктивных способов реагирования.

 

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:


     Программа основывается на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего. Благодаря этому, подросток постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего "Я", что является основанием для продуктивного общения.

     В основе программы социально-психологического тренинга лежат принципы групповой психотерапии.

 

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ:


- игровые тренинги и упражнения;

- беседы, диспуты;

- для организации рефлексивной деятельности и отслеживания процессов тренинга в конце занятия проводятся анкеты "Откровенно говоря:", цветопись как форма самодиагностики участниками эмоционального состояния во время работы, оценка по 10-бальной шкале некоторых параметров тренинговых занятий (см. Цветопись и оценочную таблицу в приложении), а также самоотчёты участников как метод изучения полученных результатов.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:


Тема

Часы

Краткое содержание

1 'Мир во мне'.

1,5 - 3 ч.

Создание условий для знакомства и установления психологического контакта. Определение особенностей личности каждого участника, восприятие образа 'Я'.

2 'Мир вокруг меня'.

1,5 - 3 ч.

Это занятие направлено на понимание того, как человек видит другого,  какие качества он замечает, и какие из них являются особо значимыми для него: насколько адекватно человек восп-ринимает окружающих людей и возникающие вокруг ситуации.

3 'Я глазами мира'

 

1,5 - 3 ч.

Здесь субъект узнает, как другие люди воспринимают его. Происходит сопоставление информации о себе 'изнутри' и 'извне', т.е. встречаются оценка и самооценка, что является, отправной точкой для коррекции последней.

4-5 'Встреча двух миров'.

 

1,5 - 3 ч.

Помочь каждому участнику осознать основные способы и приемы взаимодействия с другими людьми, способы реагирования в сложных ситуациях, умение регулировать процесс общения. Отработать вербальные и невербальные средства общения.

6-7 'Взаимодействие миров'

1,5 - 3 ч.

 

Содержанием этих занятий является отработка умений психологически грамотно участвовать в дискуссии и других формах коллективного взаимодействия. На этих занятиях каждый член группы конструирует свой стиль общения, т.е. комплекс поведенческих реакций, характерных для различных типов группового общения.

8 'Встреча с самим собой'

1,5 - 3 ч.

Занятие посвящено уточнению и закреплению наиболее успешных способов и приемов общения для каждого члена группы в практических игровых ситуациях.

9 'Кто есть кто?'

1,5 - 3 ч.

Здесь создаются психологические портреты каждого участника, что способствует формированию более адекватного представления о себе, и одновременно идет отработка умений анализировать личностные особенности других.

10 'Заглянем в будущее'

1,5 - 3 ч.

Смысл заключительного занятия - рефлексия, т.е. анализ и осознание каждым членом группы тех качественных изменений, которые произошли с ним в процессе тренинга, и выстраивание индивидуальных программ действий по применению и закреплению полученных коммуникативных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Вторая часть занятия посвящена проектированию будущего: прогноз своего будущего самим участником, и получение обратной связи от остальных членов группы.


1 занятие.

Тема: "Мир во мне".


Цель: выяснить, как участник группы воспринимает себя, какие черты, стороны своей личности он оценивает, как положительные, какие считает недостатками, каким хочет стать, и хочет ли изменяться, есть ли сложности в общении, и как он их пытается разрешить.

Задачи:

R    создание условий для знакомства;

R    определение особенностей личности каждого участника;

R    создание климата психологической безопасности.

     Тренинг начинается с объяснения ведущим сути и смысла групповых занятий, их задач и возможностей. Ведущий тренинга определяет цели первой встречи.

     Можно начать с круга знакомства. Можно предложить назвать друг друга на "ты" и по именам. Дальше обычно каждому участнику предлагается сказать о своих ожиданиях.


"Круг знакомств"


Эта игра дает каждому участнику занятий возможность предъявить себя группе, выразить свою индивидуальность в максимально защищенной, шутливо-ироничной ситуации, а главное - сделать это без слов, на языке тела, который во многом выразительнее и заразительнее словесных рассуждений.

Все становятся в широкий круг, и ведущий одновременно показывает и рассказывает правила игры, которая состоит из пяти шагов:

1) один из игроков делает шаг к центру круга;

2) называет свое имя или псевдоним, которым он (она) хотел(а) бы называться в этой группе;

3) демонстрирует какие-то движения и жесты приветствия остальным;

4) назвав и показав себя, игрок делает шаг назад, возвращаясь на прежнее место в круг;

5) все остальные игроки по возможности точно повторяют названное имя, стараясь имитировать и интонацию, и показанное движение. После этого всю процедуру повторяет следующий стоящий рядом игрок, за ним следующий и так до конца круга.

При анализе мысли детей направляются в сторону расшифровки невербального сообщения лишь в том случае, если ведущий даст такую установку. Правда, обязательно следует оговорить, что некоторые жесты вообще ничего не выражают, а просто приятны, забавны, необычны.

(В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 139 с. упр. 2.1.32 Оригинальное знакомство.)


Принятие правил работы в группе (а также создание традиций группы).

Предварительные разговоры очень важны. Фактически они являются формой заключения психологического контракта между участниками, группой и ведущим. В ожиданиях, о которых говорят участники, спрятана мера ответственности за то, что они собираются делать в настоящий момент. Это также в скрытом виде проговаривание позиции, которую каждый для себя видит в отношении других членов группы. Например, кто-то может сказать, что много не ждет, хотел бы посмотреть на себя и, по возможности, включаться в происходящее на занятии. Ведущий может в своем парафразе переформулировать это в терминах ответственности: "То есть ты берешь на себя ответственность перерабатывать тот опыт, который будешь получать "здесь и теперь". Любая ответственность, пусть даже самая маленькая, но достаточно ясно сформулированная и принятая - благо для динамики группы и личностной динамики участника.


Игра "Из пункта "А" в пункт "Б" (на знакомство)


Цель ведущего: сделать определенное количество шагов, пройти расстояние. Цель группы - задержать его (расстояние определяется произвольно, например, от лавочки до лавочки). Ведущий будет стоять на месте до тех пор, пока группа будет задавать ему вопросы (любые, относительно его самого).


Игра-разминка "А я еду, а я тоже, а я заяц:"


     Играющие садятся на стулья, образуя круг, в котором один стул пустой. Сидящий слева садится на него со словами: "А я еду", следующий - на его место: "А я тоже", третий: "А я - заяц", четвертый - "А я с :" (произносит имя присутствующего, который пересаживается на пустой стул). Игра возобновляется с того места, где стоит пустой стул.


Рефлексия "здесь и теперь".


     Объяснение понятия "рефлексия". Отработка навыка рефлексии: осознание участниками происходящего в группе и с группой, описание своих чувств, переживаний, мыслей, возникших во время занятия.

     Главная особенность предлагаемых игр в том, что они вводят участников в "здесь и теперь", позволяют наработать реальные чувства, создать отношения между участниками в психологически безопасной форме. Упражнения дают опыт обратных связей в безоценочной форме. Они помогают снять некоторые конвенциональные барьеры в общении (телесные, эмоциональные, сексуальные) и немного раскрепоститься. Они дают опыт общения на нетрадиционных "языках" описания личностного и межличностного опыта - метафорический, язык чувств, язык тела. Это дает возможность каждому участнику проявиться, увидеть себя и других с несколько необычной точки зрения. Процедура как бы задает структуру занятий, выделяет две неотъемлемые части:

R    получение опыта "здесь и теперь"

R    рефлексию этого опыта.

     Вместе с тем, за игровой легкостью участники начинают чувствовать нечто большее, поскольку обратные связи и рефлексия уже начинают задевать какие-то более глубокие стороны "Я".

     В качестве помощи в рефлексии группового процесса может быть использована техника "самооценки включенности" в групповой процесс.

     Ведущий ставит в центр круга стул и говорит: "Это у нас центр группы. Тот, кто чувствует себя включенным в то, что происходит в группе "здесь и теперь", может сесть или встать на этот стул. Кто-то может чувствовать себя несколько в стороне, кто-то вообще может находиться в углу комнаты и чувствовать себя полностью выключенным из этого круга. Давайте сейчас все вместе займем те места, на которых мы сами себя ощущаем. Может быть, придется потолкаться, но, в конце концов, наша "живая диаграмма" как-то успокоится, и мы сможем увидеть, какова наша группа".

     Иногда начинается свалка, борьба за место на стуле, кто-то занимает его, кто-то садится первому на коленки, поскольку тоже чувствует себя в самом центре. Иногда центр остается почти пустым. В любом случае - это ценнейший материал для обсуждения, рефлексии при переходе к следующему занятию.


Работа с цветописью, оценочной таблицей, написание психологического

автопортрета каждым участником.


"Портретная галерея"


     Каждый рисует портрет себя, как интересного человека. После того, как картины нарисованы, под каждой делается короткая реклама своего интереса и информация о том, с кем бы хотел изображенный на портрете иметь контакты в течение всех занятий.

(В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 200 с. упр. 3.1.25 Проективный рисунок)


Упражнение "Телеграф"


(демонстрация слаженности работы в группе).

Цель: отслеживание динамики группы.

Выбирается любая фраза из стихотворения. Каждый сидящий в кругу называет по одной букве этой фразы. После произнесения слова все хлопают в ладоши, вместо знака препинания - топают ногой, в конце предложения - встают.

(В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 198 с. упр. 3.1.23 Печатная машинка.)


2 занятие

Тема: "Мир вокруг меня".


     Это занятие направлено на понимание того, как человек видит другого, какие качества он замечает, и какие из них являются особо значимыми для него: насколько адекватно человек воспринимает окружающих людей и возникающие вокруг ситуации.

Цель: помочь участникам зафиксировать свои умения видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей; формировать чувствительность к невербальным средствам общения.

Задачи:

  • Рефлексия состояния.

  • Информирование о невербальных средствах общения.


  • Упражнение "Гомеостат на пальцах"


         На счет "три" участники должны выбросить какое-то количество пальцев одной руки. Понятно, что после первого раза у каждого будет разное количество пальцев. Нужно молча посмотреть друг на друга, увидеть у кого, сколько выброшено пальцев, а затем повторить попытку, поставив такую задачу: у всех должно оказаться выброшенными одинаковое количество пальцев. "Посмотрим, как мы чувствуем друг друга, как можем не сговариваясь, по интуиции, делать что-то слаженно. Интересно, сколько попыток нам понадобиться?"

         Делается несколько попыток, потом результат обсуждается: кто какую стратегию и тактику использовал, кто на кого ориентировался, может быть появился лидер? Кто упорствовал? Далее используются игры, подключающие телесные контакты.

         (В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 138 с. упр.2.1.29 Гомеостат.)


    Упражнение "Искренняя радость".


         Группа делится на подгруппы, каждая из которых загадывает определенную эмоцию и демонстрирует ее (невербально) ведущему. Задача ведущего - понять изображаемое.


    "Броуновское движение".


         Все закрывают глаза и начинают беспорядочно перемещаться по комнате, сталкиваясь, расходясь вновь. По сигналу ведущего участники, не открывая глаз, хватают ближайшего к себе партнера и пытаются определить, кто попался.

     


    "Захвати руки"


         Участники становятся в круг, закрывают глаза и по сигналу ведущего начинают сходиться к центру, вытянув руки перед собой. Задача каждого - схватить и держать как можно большее число рук, не открывая глаз. Потом открывают глаза и смотрят: чьи руки захватил, кто оказался оттесненным и т.д.

     

    "Передача чувств прикосновениями".


         Один из участников становится в центр круга и закрывает глаза. Он знает, что сейчас к нему будут подходить по очереди остальные участники и прикосновением постараются передать одно из 4-х чувств: страх, радость, любопытство, печаль. О том, какое именно чувство ему будет передано, участники сговариваются в тайне от водящего, задача которого - определить по прикосновениям, какое чувство ему передавалось.

     

    Упражнение "Испорченный видеомагнитофон".


    Цель: передача эмоций, чувств по кругу с помощью мимики и жестов.

         Группа сидит в кругу с закрытыми глазами. Кто-то, прикасаясь к соседу (допустим, справа), старается этим прикосновением выразить какое-то чувство. "Получивший" это чувство, старается передать его дальше по кругу. При этом он не обязательно повторяет то, как к нему прикасался предыдущий партнер. Он своим прикосновением к следующему участнику старается как можно точнее передать именно то чувство, которое он почувствовал. В конце концов, чувство возвращается к его пославшему.

         Затем обсуждается, что почувствовал каждый участник, как старался его передать. Обычно такое упражнение создает очень теплую атмосферу между участниками, снимает какие-то барьеры в контакте. И неплохо вводит язык чувств. Участники начинают лучше чувствовать друг друга, а групповое пространство наполняется чувствами "здесь и теперь".


    Игра "Сыщики"

    (умение распределять свое внимание)


         Каждый участник получает задание: выполнить какое-либо простое действие, например, ходить и считать деревья или стулья в комнате. Все одновременно начинают выполнять свои действия.

    Задача ? 1 - пронаблюдать за кем-либо, с целью понять смысл его действий.

    Задача ? 2 - заметить того, кто наблюдает за тобой самим.


    Процедура "Диалог руками"

    (знакомство руками)


         Группа разбивается на пары, которые закрывают глаза и пытаются понять состояние друг друга, только через прикосновение рук (развитие умения чувствовать другого человека).

         Участники работают по двое, причем каждая пара отдельно от остальных. Ведущий предлагает участникам взять в пару человека, которого он меньше всего, как ему кажется, чувствует и понимает. Затем в каждой паре участники садятся друг против друга, так, чтобы можно было взять друг друга за руки. Они закрывают глаза. Их задача: с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками, "познакомиться", потом "поссориться", затем "помириться" и "попрощаться". После 5-7 минут такого общения все снова садятся в круг и обсуждают полученный опыт.

         Практически всегда у участников возникает совершенно новые ощущение партнера, которое иногда чувствуется даже глубже и значительнее полученного зрительного и слухового образа. Возникают новые чувства к этому партнеру. Возникает ощущение, что он теперь более понятен и открыт, а появляется ощущение собственной открытости перед ним, чувство близости, даже интимности.

    (В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 196 с. упр. 3.1.17 Чувствование.)


    Упражнение "Испорченный телефон жестов".


         Участники встают в затылок друг к другу так, чтобы не видеть, что творится сзади в колонне. Последний в этой колонне поворачивает к себе впереди стоящего и показывает ему какой-то жест. Например, он жмет руку впереди стоящему, пару раз приседая при этом. Принявший это сообщение, поворачивает к себе следующего и передает ему сообщение.

         В конце игры, когда сообщение доходит до первого участника, оно, как правило, оказывается искаженным до неузнаваемости. Например, в приведенном случае может дойти такое сообщение: похлопывание по плечу и подпрыгивание. Игра вызывает смех и живое обсуждение, которое следует простроить следующим образом: "Мы слушаем друг друга невнимательно, мы чувствуем невнимательно, когда слушаем и поэтому привносим свое. Каждый человек, в бессловесной форме имел возможность почувствовать, насколько именно он невнимателен, какие он вносит искажения. Следовательно, во внешне облегченной форме уже вносится мотив собственной рефлексии. И эти выводы не отторгаются, как они наверняка отторгались бы, если человеку сказать: "Смотри, ты не понимаешь другого человека. Вместо того чтобы слушать его, ты слушаешь себя."


    Рефлексия процесса.


          "Что сейчас представляет собой наша группа. Как мы чувствуем себя друг с другом? Какие роли оказались у каждого участника в этой группе? Таковыми, каковыми мы сейчас являемся, можем ли мы вместе дальше общаться?"

    Работа с цветописью, оценочной таблицей, анкетой "Откровенно говоря..." (см. в приложении вариант ? 1).

     

     




    Valid HTML 4.01 Transitional