ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА Составители: Кириенко Ольга, Павлова Оксана, Атясов Владимир.
Составлена для детских оздоровительных лагерей.
1999 год.
***********************************************************
Пояснительная записка Вступая во взаимодействие с существующими в физическом, социальном, культурном, временном пространствах жизни общественными ценностями, ребенок сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, учителями, воспитателями и другими значимыми для него взрослыми и сверстниками. При возникновении несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами в самосознании ребенка формируются негативные отношения, как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе. Ребенок начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам социальной дезадаптации. В условиях оздоровительного лагеря, когда привычное социальное окружение меняется, возникает возможность моделирования новых форм поведения ребенка в специально создаваемой воспитательной среде. Ценности физического, социального, культурного, временного пространств жизнедеятельности несут ребенку не обремененные прежними негативными отношениями педагоги и психологи лагеря. Их задачей является восстановление позитивных отношений ребенка к самому себе и окружающему миру, если они были утрачены в процессе жизнедеятельности дома и в школе. Основой для составления программы тренинга послужили разработки В.В. Петрусинского, а также были использованы работы, А.П. Ситникова, Г.А. Цукермана, Б.М. Мастерова, Б.Г. Ананьева, С.Т. Танцорова, Н.В. Цзена и других. Данная программа рассчитана на подростков, и несёт в себе следующие цели: - вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, группы, социально- психологических ситуаций; - познание своих слабых и сильных сторон во взаимодействии с другими людьми; - формирование умений организации оптимального общения, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуаций; - развитие навыков рефлексии и обратной связи. Для успешной реализации данных целей, таким образом, необходимо осуществление работы по двум направлениям: 1. Организация на занятии процесса общения. 2. Организация рефлективной деятельности группы по отношению к процессу общения. ДАННАЯ ПРОГРАММА ИМЕЕТ СВОИ ОСОБЕННОСТИ:
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Стратегическую линию программы можно изобразить таким образом: диагностический этап - получение новой информации о себе и осмысление представлений о своём образе ''Я'. формирующий этап - выстраивание нового типа отношений с самим собою и окружающими; закрепление нового позитивного опыта общения и избавление от неконструктивных способов реагирования.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: Программа основывается на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего. Благодаря этому, подросток постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего "Я", что является основанием для продуктивного общения. В основе программы социально-психологического тренинга лежат принципы групповой психотерапии.
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ: - игровые тренинги и упражнения; - беседы, диспуты; - для организации рефлексивной деятельности и отслеживания процессов тренинга в конце занятия проводятся анкеты "Откровенно говоря┘", цветопись как форма самодиагностики участниками эмоционального состояния во время работы, оценка по 10-бальной шкале некоторых параметров тренинговых занятий (см. Цветопись и оценочную таблицу в приложении), а также самоотчёты участников как метод изучения полученных результатов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
1 занятие.Тема: "Мир во мне".Цель: выяснить, как участник группы воспринимает себя, какие черты, стороны своей личности он оценивает, как положительные, какие считает недостатками, каким хочет стать, и хочет ли изменяться, есть ли сложности в общении, и как он их пытается разрешить. Задачи: R создание условий для знакомства; R определение особенностей личности каждого участника; R создание климата психологической безопасности. Тренинг начинается с объяснения ведущим сути и смысла групповых занятий, их задач и возможностей. Ведущий тренинга определяет цели первой встречи. Можно начать с круга знакомства. Можно предложить назвать друг друга на "ты" и по именам. Дальше обычно каждому участнику предлагается сказать о своих ожиданиях. "Круг знакомств"Эта игра дает каждому участнику занятий возможность предъявить себя группе, выразить свою индивидуальность в максимально защищенной, шутливо-ироничной ситуации, а главное - сделать это без слов, на языке тела, который во многом выразительнее и заразительнее словесных рассуждений. Все становятся в широкий круг, и ведущий одновременно показывает и рассказывает правила игры, которая состоит из пяти шагов:1) один из игроков делает шаг к центру круга; 2) называет свое имя или псевдоним, которым он (она) хотел(а) бы называться в этой группе; 3) демонстрирует какие-то движения и жесты приветствия остальным; 4) назвав и показав себя, игрок делает шаг назад, возвращаясь на прежнее место в круг; 5) все остальные игроки по возможности точно повторяют названное имя, стараясь имитировать и интонацию, и показанное движение. После этого всю процедуру повторяет следующий стоящий рядом игрок, за ним следующий и так до конца круга. При анализе мысли детей направляются в сторону расшифровки невербального сообщения лишь в том случае, если ведущий даст такую установку. Правда, обязательно следует оговорить, что некоторые жесты вообще ничего не выражают, а просто приятны, забавны, необычны. (В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг┘ / 139 с. упр. 2.1.32 Оригинальное знакомство.) Принятие правил работы в группе (а также создание традиций группы). Предварительные разговоры очень важны. Фактически они являются формой заключения психологического контракта между участниками, группой и ведущим. В ожиданиях, о которых говорят участники, спрятана мера ответственности за то, что они собираются делать в настоящий момент. Это также в скрытом виде проговаривание позиции, которую каждый для себя видит в отношении других членов группы. Например, кто-то может сказать, что много не ждет, хотел бы посмотреть на себя и, по возможности, включаться в происходящее на занятии. Ведущий может в своем парафразе переформулировать это в терминах ответственности: "То есть ты берешь на себя ответственность перерабатывать тот опыт, который будешь получать "здесь и теперь". Любая ответственность, пусть даже самая маленькая, но достаточно ясно сформулированная и принятая - благо для динамики группы и личностной динамики участника. Игра "Из пункта "А" в пункт "Б" (на знакомство) Цель ведущего: сделать определенное количество шагов, пройти расстояние. Цель группы - задержать его (расстояние определяется произвольно, например, от лавочки до лавочки). Ведущий будет стоять на месте до тех пор, пока группа будет задавать ему вопросы (любые, относительно его самого). Игра-разминка "А я еду, а я тоже, а я заяц┘" Играющие садятся на стулья, образуя круг, в котором один стул пустой. Сидящий слева садится на него со словами: "А я еду", следующий - на его место: "А я тоже", третий: "А я - заяц", четвертый - "А я с ┘" (произносит имя присутствующего, который пересаживается на пустой стул). Игра возобновляется с того места, где стоит пустой стул. Рефлексия "здесь и теперь". Объяснение понятия "рефлексия". Отработка навыка рефлексии: осознание участниками происходящего в группе и с группой, описание своих чувств, переживаний, мыслей, возникших во время занятия. Главная особенность предлагаемых игр в том, что они вводят участников в "здесь и теперь", позволяют наработать реальные чувства, создать отношения между участниками в психологически безопасной форме. Упражнения дают опыт обратных связей в безоценочной форме. Они помогают снять некоторые конвенциональные барьеры в общении (телесные, эмоциональные, сексуальные) и немного раскрепоститься. Они дают опыт общения на нетрадиционных "языках" описания личностного и межличностного опыта - метафорический, язык чувств, язык тела. Это дает возможность каждому участнику проявиться, увидеть себя и других с несколько необычной точки зрения. Процедура как бы задает структуру занятий, выделяет две неотъемлемые части: R получение опыта "здесь и теперь" R рефлексию этого опыта. Вместе с тем, за игровой легкостью участники начинают чувствовать нечто большее, поскольку обратные связи и рефлексия уже начинают задевать какие-то более глубокие стороны "Я". В качестве помощи в рефлексии группового процесса может быть использована техника "самооценки включенности" в групповой процесс. Ведущий ставит в центр круга стул и говорит: "Это у нас центр группы. Тот, кто чувствует себя включенным в то, что происходит в группе "здесь и теперь", может сесть или встать на этот стул. Кто-то может чувствовать себя несколько в стороне, кто-то вообще может находиться в углу комнаты и чувствовать себя полностью выключенным из этого круга. Давайте сейчас все вместе займем те места, на которых мы сами себя ощущаем. Может быть, придется потолкаться, но, в конце концов, наша "живая диаграмма" как-то успокоится, и мы сможем увидеть, какова наша группа". Иногда начинается свалка, борьба за место на стуле, кто-то занимает его, кто-то садится первому на коленки, поскольку тоже чувствует себя в самом центре. Иногда центр остается почти пустым. В любом случае - это ценнейший материал для обсуждения, рефлексии при переходе к следующему занятию. Работа с цветописью, оценочной таблицей, написание психологического автопортрета каждым участником. "Портретная галерея" Каждый рисует портрет себя, как интересного человека. После того, как картины нарисованы, под каждой делается короткая реклама своего интереса и информация о том, с кем бы хотел изображенный на портрете иметь контакты в течение всех занятий. (В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг┘ / 200 с. упр. 3.1.25 Проективный рисунок) Упражнение "Телеграф"(демонстрация слаженности работы в группе).Цель: отслеживание динамики группы. Выбирается любая фраза из стихотворения. Каждый сидящий в кругу называет по одной букве этой фразы. После произнесения слова все хлопают в ладоши, вместо знака препинания - топают ногой, в конце предложения - встают. (В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг┘ / 198 с. упр. 3.1.23 Печатная машинка.) 2 занятиеТема: "Мир вокруг меня".Это занятие направлено на понимание того, как человек видит другого, какие качества он замечает, и какие из них являются особо значимыми для него: насколько адекватно человек воспринимает окружающих людей и возникающие вокруг ситуации. Цель: помочь участникам зафиксировать свои умения видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей; формировать чувствительность к невербальным средствам общения. Задачи: Рефлексия состояния. Информирование о невербальных средствах общения. Упражнение "Гомеостат на пальцах" На счет "три" участники должны выбросить какое-то количество пальцев одной руки. Понятно, что после первого раза у каждого будет разное количество пальцев. Нужно молча посмотреть друг на друга, увидеть у кого, сколько выброшено пальцев, а затем повторить попытку, поставив такую задачу: у всех должно оказаться выброшенными одинаковое количество пальцев. "Посмотрим, как мы чувствуем друг друга, как можем не сговариваясь, по интуиции, делать что-то слаженно. Интересно, сколько попыток нам понадобиться?" Делается несколько попыток, потом результат обсуждается: кто какую стратегию и тактику использовал, кто на кого ориентировался, может быть появился лидер? Кто упорствовал? Далее используются игры, подключающие телесные контакты. (В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг┘ / 138 с. упр.2.1.29 Гомеостат.) Упражнение "Искренняя радость". Группа делится на подгруппы, каждая из которых загадывает определенную эмоцию и демонстрирует ее (невербально) ведущему. Задача ведущего - понять изображаемое. "Броуновское движение". Все закрывают глаза и начинают беспорядочно перемещаться по комнате, сталкиваясь, расходясь вновь. По сигналу ведущего участники, не открывая глаз, хватают ближайшего к себе партнера и пытаются определить, кто попался.
"Захвати руки" Участники становятся в круг, закрывают глаза и по сигналу ведущего начинают сходиться к центру, вытянув руки перед собой. Задача каждого - схватить и держать как можно большее число рук, не открывая глаз. Потом открывают глаза и смотрят: чьи руки захватил, кто оказался оттесненным и т.д.
"Передача чувств прикосновениями". Один из участников становится в центр круга и закрывает глаза. Он знает, что сейчас к нему будут подходить по очереди остальные участники и прикосновением постараются передать одно из 4-х чувств: страх, радость, любопытство, печаль. О том, какое именно чувство ему будет передано, участники сговариваются в тайне от водящего, задача которого - определить по прикосновениям, какое чувство ему передавалось.
Упражнение "Испорченный видеомагнитофон". Цель: передача эмоций, чувств по кругу с помощью мимики и жестов. Группа сидит в кругу с закрытыми глазами. Кто-то, прикасаясь к соседу (допустим, справа), старается этим прикосновением выразить какое-то чувство. "Получивший" это чувство, старается передать его дальше по кругу. При этом он не обязательно повторяет то, как к нему прикасался предыдущий партнер. Он своим прикосновением к следующему участнику старается как можно точнее передать именно то чувство, которое он почувствовал. В конце концов, чувство возвращается к его пославшему. Затем обсуждается, что почувствовал каждый участник, как старался его передать. Обычно такое упражнение создает очень теплую атмосферу между участниками, снимает какие-то барьеры в контакте. И неплохо вводит язык чувств. Участники начинают лучше чувствовать друг друга, а групповое пространство наполняется чувствами "здесь и теперь". Игра "Сыщики" (умение распределять свое внимание) Каждый участник получает задание: выполнить какое-либо простое действие, например, ходить и считать деревья или стулья в комнате. Все одновременно начинают выполнять свои действия. Задача ? 1 - пронаблюдать за кем-либо, с целью понять смысл его действий. Задача ? 2 - заметить того, кто наблюдает за тобой самим. Процедура "Диалог руками" (знакомство руками) Группа разбивается на пары, которые закрывают глаза и пытаются понять состояние друг друга, только через прикосновение рук (развитие умения чувствовать другого человека). Участники работают по двое, причем каждая пара отдельно от остальных. Ведущий предлагает участникам взять в пару человека, которого он меньше всего, как ему кажется, чувствует и понимает. Затем в каждой паре участники садятся друг против друга, так, чтобы можно было взять друг друга за руки. Они закрывают глаза. Их задача: с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками, "познакомиться", потом "поссориться", затем "помириться" и "попрощаться". После 5-7 минут такого общения все снова садятся в круг и обсуждают полученный опыт. Практически всегда у участников возникает совершенно новые ощущение партнера, которое иногда чувствуется даже глубже и значительнее полученного зрительного и слухового образа. Возникают новые чувства к этому партнеру. Возникает ощущение, что он теперь более понятен и открыт, а появляется ощущение собственной открытости перед ним, чувство близости, даже интимности. (В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг┘ / 196 с. упр. 3.1.17 Чувствование.) Упражнение "Испорченный телефон жестов". Участники встают в затылок друг к другу так, чтобы не видеть, что творится сзади в колонне. Последний в этой колонне поворачивает к себе впереди стоящего и показывает ему какой-то жест. Например, он жмет руку впереди стоящему, пару раз приседая при этом. Принявший это сообщение, поворачивает к себе следующего и передает ему сообщение. В конце игры, когда сообщение доходит до первого участника, оно, как правило, оказывается искаженным до неузнаваемости. Например, в приведенном случае может дойти такое сообщение: похлопывание по плечу и подпрыгивание. Игра вызывает смех и живое обсуждение, которое следует простроить следующим образом: "Мы слушаем друг друга невнимательно, мы чувствуем невнимательно, когда слушаем и поэтому привносим свое. Каждый человек, в бессловесной форме имел возможность почувствовать, насколько именно он невнимателен, какие он вносит искажения. Следовательно, во внешне облегченной форме уже вносится мотив собственной рефлексии. И эти выводы не отторгаются, как они наверняка отторгались бы, если человеку сказать: "Смотри, ты не понимаешь другого человека. Вместо того чтобы слушать его, ты слушаешь себя." Рефлексия процесса. "Что сейчас представляет собой наша группа. Как мы чувствуем себя друг с другом? Какие роли оказались у каждого участника в этой группе? Таковыми, каковыми мы сейчас являемся, можем ли мы вместе дальше общаться?" Работа с цветописью, оценочной таблицей, анкетой "Откровенно говоря..." (см. в приложении вариант ? 1).
|