3 занятие

Тема: "Я глазами мира"


     Здесь субъект узнает, как другие люди воспринимают его. Происходит сопоставление информации о себе "изнутри" и "извне", т.е. встречаются оценка и самооценка, что является, отправной точкой для коррекции последней.

Цели:

- предоставить участникам возможность увидеть себя глазами других людей, соотнести самооценку и оценку членами группы;

- формировать умение слушать и давать обратную связь.


Информирование участников об обратной связи и правилах ее подачи.


     Установление психологического контакта с детьми определяет сам процесс взаимодействия, который чаще всего проявляется в общении. В процессе общения применяются различные виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения. Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют её использовать.

     Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.


Упражнение "Ранжирование по признаку".


     Встать по росту, по цвету глаз, по улыбчивости (глубина ранжирования определяется фазой развития группы).

     Один из участников группы расставляет остальных по какому-то субъективному критерию, например, по степени открытости в группе, естественно, со своей точки зрения, как он видит эту открытость. Водящий выстраивает своих партнеров в шеренгу, и, пока не закончил, не говорит, какой из флангов означает максимальную, а какой - максимальную открытость.

     Это заставляет выстаиваемых нервничать, прокручивать в голове свои варианты видения группы по этому критерию и своего места среди этих людей. Водящий также должен предусмотреть


Игра-разминка "Пип".


     Участники сидят на стульях (креслах) в кругу. Водящий с завязанными глазами находится в середине круга. Его раскручивают, чтобы он потерял ориентацию, и одновременно все меняются местами. Теперь он не знает, кто где сидит. Его задача - подойти к какому-нибудь месту в кругу, своими коленями нащупать колени сидящего, не прикасаясь руками, сесть на эти колени. Тот, на кого сели, должен не своим голосом сказать: "Пип!". А водящий должен определить, у кого на коленях он сидит. Если он отгадал, то водить должен отгаданный. Ошибся - все начинается с начала.

      Понятно, что эта игра вызывает хихиканье, шутки, типа того, что мы занимаемся тренингом сензитивности того, на чем сидим. Особенное оживление возникает тогда, когда водящий юноша садится на колени девушке, когда ошибается, приняв мужские колени за женские и т.п. Эта игра уже на начальном этапе позволяет прорваться "сексуальной" и "телесной" тематике через конвенциональные барьеры.


"Метафора на себя"


     Участникам предлагается дать какой-то развернутый образ, метафору, отражающую их "сущность", то как они себя понимают и чувствуют.

      Атмосфера группы способствует возможности говорить о подлинном внимании и интересе друг к другу, о готовности сопоставлять опыт другого с опытом своего "Я". Вот некоторые примеры: "Я вижу себя маленьким зверьком, забившимся в норку. У него нет шерсти, ему холодно. Он хочет выйти, но боится". "Привидение, которое не хочет творить зла. Но его бояться".

     (В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 188 с. упр. 3.1.5 Метафора.)


Техника коллективного сновидения.


     позволяют условия комнаты и мебель, садятся в круг, закрывают глаза. Кто-то начинает говорить о возникающем у него образе. Неважно, что это будет. Например, это может быть пейзаж, и участник начинает его описывать. По мере того, как он говорит, в образе могут появиться какие-то изменения, он начинает развиваться, может возникнуть движение, могут появиться какие-то "персонажи". Остальные участники, закрыв глаза, слушают, стараются "увидеть" этот образ вслед за рассказчиком, войти в него. В какой-то момент рассказчик передает слово рядом сидящему, например, касаясь рукой его колена. И тот должен далее развивать этот образ, насыщая его уже своими деталями, иногда сказанными по смыслу с тем, что говорилось раньше, иногда нет. Точно так, как это бывает во сне. Образ развивается всеми участниками по кругу, обрастает событиями, красками:

     Подобная техника провоцирует трансовые состояния. Образы начинаются видеться все ярче и живее. Создается чувство пребывания в одном сне. При проведении данного занятия необходимо присутствие психолога.


Игра "Ассоциации".


     Один из участников выходит за дверь. Группа выбирает человека, которого должен вычислить водящий. В том числе можно загадать и его самого. Затем водящий входит и начинает задавать вопросы: "Если бы этот человек был литературным героем, то каким?", "Если это погода, то какая?", "Если это животное, то какое?", "Если это цвет?", "Если это дерево?". Запах, время года, историческая эпоха, воинское звание, мебель - все, что угодно, можно использовать в вопросах.

     Водящий должен также выбирать, кому какой вопрос задавать, чтобы: как ему кажется, получить наиболее ценную информацию для выполнения задачи отгадывания. Игра обычно проходит легко и живо, но не только потому, что вызывает спортивный азарт: "отгадает - не отгадает". Очевидно, что она дает "загаданному" огромное количество обратных связей, то есть видений его участниками, которые они в этой игре выражают в метафорической форме. Игра обязательно обсуждается. Какие чувства вызвали те или иные ассоциации? Тебе кажется, что тебя здесь видят не таким, каков ты есть? Обязательно проговаривается общее отношение к игре, стимулируется любое высказывание, поощряется любая позиция: от "надо же!" до "ерунда какая!".

     (В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 212 с. упр. 3.1.48 Угадывание по ассоциациям.)


Рефлексия процесса, работа с цветописью, оценочной таблицей, описание участниками своих мыслей, ощущений, переживаний.


4 - 5 занятия

Тема: "Встреча двух миров".


     Начиная с 4 занятия, субъект включается в активные взаимодействия с другим человеком. При этом выявляются основные его способы и приемы общения с партнером, способы реагирования в сложных ситуациях, инициация общения, умение добиваться результата и т.п. На этой основе определяются наиболее адекватные и эффективные поведенческие реакции, а также те формы поведения, которые являются нежелательными. При этом следует учитывать, что проектирование общения основывается на этом уточненном образе "Я", который должен появиться у субъекта в результате первых занятий.

      Таким образом, результатом первой половины тренинга должны стать: формирование наиболее адекватной "Я - концепции"; осознание необходимости проектирования общения и активной работы по выработке специальных коммуникативных навыков.

Цели:

- помочь каждому участнику осознать основные способы и приемы взаимодействия с другими людьми, способы реагирования в сложных ситуациях, умение регулировать процесс общения;

- отработать вербальные и невербальные средства общения.

4 занятие

Задача: информирование участников об эмпатии.

"Дуэлянты"

(развитие эмпатийного понимания).

Задача: группа разбивается на пары, которые, медленно удаляясь в противоположную сторону, должны одновременно оглянуться.

"Шаг навстречу"

Задача: Задача: два партнера, стоящие на расстоянии 1 м друг от друга, должны качнуться навстречу друг другу и опираясь на ладони партнера - найти оптимальное положение для обоих (расстояние постоянно увеличивается).

"В одну точку".

Задача: Задача: закрытыми глазами партнеры пытаются встретиться указательными пальцами.

Упражнение "Сиамские близнецы"

Задача: Задача: обнявшись за талию, и образовав три ноги, пары выполняют различные действия (едят, ходят, играют в футбол и т.д.)

Упражнение "Слепой и поводырь".

      Участники тренинга разбиваются на пары (м. + д.) и определяются, кто из них будет первым исполнять роль "слепого", а кто роль "поводыря". После распределения они получают задание: "поводырь" становится за спиной "слепого", который закрывает глаза. "Поводыри" всех пар, прижимаясь к "слепым", берут их руки в свои. Они начинают водить своих "слепых" по комнате, подводя друг к другу, знакомят их. "Поводыри" руками "слепых" начинают трогать лицо и тело другого "слепого". Все происходит молча.

      При выполнении этого упражнения обязательно проявляются конвенциональные запреты на прикосновение, в первую очередь, сексуальные. Затем происходит обсуждение. Ведущий помогает участникам не убегать от темы запретов, спрашивая: "Какие чувства вызвало это упражнение, приятно ли было ощущать руками другого человека, было необычно, неловко, интересно, удалось ли узнать что-нибудь новое при таком способе знакомства? Какие чувства возникли по отношению к партнеру, как чувствовался "поводырь", делал он что-то лишнее, или не хватало его активности, хотелось, что бы он более активно действовал вашими руками и т.д.

     (В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 198 с. упр 3.1.21 Слепец и поводырь.)

Ролевые игры.

     Примерные ситуации для разыгрывания:

"В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер:"

"Собака вашего соседа изгадила вам половик. Вы звоните в дверь соседа. Он оказывается на пороге:"

"Ваш друг (подруга) настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу, где идет сериал, а вы смотрите то, что нравится вам:" и т.п.


Рефлексия процесса, работа с цветописью, оценочной таблицей, анкетой "Откровенно говоря:" (вариант ?2 в приложении).

5 занятие

Ролевые игры со скрытым смыслом.

     Примерные ситуации для разыгрывания:

"Ваш друг (подруга) не приглашает вас на вечеринку, куда идет сам, находя массу всевозможных причин для этого: на самом деле он просто стесняется с вами идти".

"Ваш друг (подруга), с которым вы давно не виделись, неожиданно приезжает с коробкой конфет и признается в том, что скучал без вас: на самом деле ему требуется ваша помощь в чем-то".

"Мама настойчиво интересуется вашими успехами в школе: возможно, она встретила учителя, который рассказал ей о ваших "пятерках". И т.п.


Обратные связи и видение друг друга можно углубить, используя, например, технику:

"Семейный портрет".

      Ведущий говорит: "Представим себе, что все присутствующие здесь - члены одной семьи, люди, тесно связанные с этой семьей, а также с живущими в этой семье животными. В семье может быть несколько поколений: бабушки, дедушки, сестры и братья, родители, двоюродные братья и сестры, дяди и тети, их мужья и жены. Здесь могут быть друзья детства членов семьи, любовники и любовницы, невесты и женихи детей, кошки, собаки, попугаи и морские свинки. Каждый член семьи и примыкающие к ней люди имеют в этой семье свою роль, про каждого есть в семье какое-то мнение, а может быть легенда. У членов семьи складываются разные отношения друг с другом. К кому-то приходят за советом, кого-нибудь кто-то терпеть не может и руки не подает. Кто-то слывет беспутной матерью, бросивших своих детей на произвол судьбы, кто-то - семейный чудак, которому дозволено говорить все, что угодно, в том числе правду. В семье могут быть свои тайны. Например, у папы есть вторая семья и внебрачные дети, об этом знает его жена и ее мать, но все это тщательно скрывается от детей, родителей мужа, от отца жены: "Уж больно крутой человек".

Разговор о способах убеждения.

(В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 200-206 с. упр. 3.1.26 - 3.1.35.)

Упражнение "Бой ораторов".

     Темы для обсуждения могут касаться вопросов межличностных отношений: "Существует ли любовь с первого взгляда?", "Что входит в понятие "настоящий друг"?", "Можно ли простить предательство?" и т.п.

Упражнение "Состоится ли отъезд?"

(тренировка умения убеждать)

     Дается ситуация: Ваша девушка (парень) уезжает. Сумки собраны. Такси у подъезда. Задача: за 3 минуты уговорить ее (его) остаться. Время выбирается произвольно.

Игра-разминка "Тетушка-миллионерша"

(на вербальную коммуникацию).

     Задача: уговорить тетушку ведущего потратить деньги (1 млн. долларов) на предложенное вами. Выигрывает уговоривший (оценка уровня эмпатии).

Информирование о методе убеждения Сократа.

Упражнение "Рисунок в паре".

Задача: одним карандашом, кисточкой в паре, молча, не договариваясь, нарисовать что-либо.


Рефлексия процесса, работа с цветописью, оценочной таблицей. Рисунок "Я-концепция".




Valid HTML 4.01 Transitional