6 - 7 занятия

Тема: "Взаимодействия миров".
     Содержанием этих занятий является отработка умений психологически грамотно участвовать в дискуссии и других формах коллективного взаимодействия. На этих занятиях каждый член группы конструирует свой стиль общения, т.е. комплекс поведенческих реакций, характерных для различных типов группового общения.

     Цели:
     - выявление проблем, не позволяющих каждому члену группы эффективно участвовать в групповых формах взаимодействия;
     - диагностика и отработка необходимых для этого умений (слушать, понимать, поддерживать и развивать точку зрения другого, доносить свое мнение до каждого).

6 занятие

Разогревающая игра "Бегущие огни".
     Задача: повтор движений по кругу
     (В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 133 с. упр. 2.1.13 Тропинка.)

Организация дискуссии
     (тема может быть предложена самими участниками или задана ведущим в виде некоторой спорной ситуации).
     Вариант такой ситуации: "Падишах умер, так и не успев увидеть, кого родит ему, находящаяся на сносях жена. Он оставил завещание, согласно которому в случае рождения сына 2/3 своего состояния он оставляет сыну, а 1/3 - жене. В случае рождения дочери 1/3 всего состояния останется дочери, а 2/3 - жене. Родилась же двойня - мальчик и девочка. Как поделить наследство в соответствии с завещанием падишаха?" Обсуждение процедуры дискуссии.

Сюжетно-ролевая игра "Мафия".
     Эта игра приобрела большую популярность за последнее время. Существует несколько вариантов. Вот один из них.
     Ход игры: Существует некий город. Играющие представляют собой жителей этого города. Каждый имеет свою роль: комиссар Катани, Доктор, честные люди, 1/3 от числа играющих - мафия. Выбирается ведущий.
      Ведущий ведет игру, объявляет смену дня и ночи (когда "ночь" - все закрывают глаза). Знакомит мафию между собой (распределение ролей ведется тайно), сообщает комиссару Катани, верно или нет его подозрение в причастности жителей города к мафии (все знакомства и сообщения происходят ночью, глаза открываются только по просьбе ведущего), ведет дневное обсуждение возможных кандидатур на "изгнание из города".
     Мафия каждую ночь "убирает" кого-либо из честных людей (в крайнем случае, можно убирать своих). Днем, наравне с честными жителями, участвуют в обсуждении возможных кандидатур на "изгнание из города", вычисляют и "убирают" комиссара Катани и Доктора, равно как и всех честных людей.
      Доктор после ночного "выстрела" мафии может предотвратить "убийство", если верно укажет на выбранную мафией "жертву".
     Катани может ночью наверняка узнать про одного человека: принадлежит он к мафии или нет. Днем, руководствуясь полученной ночью информацией, может влиять на исход обсуждения, в случае преждевременной смерти может оставить завещание с указанием имен мафиози.
     Честные люди в ходе дневных обсуждений предлагают кандидатуры на "изгнание из города" возможных мафиози, как-то обосновывая свое решение. Внимательно наблюдают друг за другом, делая выводы и из поступков, суждений и высказываний окружающих, стараясь вычислить и обезвредить мафию.
      Игра заканчивается, когда - либо мафия, либо честные люди погибают. В игре возможен элемент игровой импровизации, когда обсуждение кандидатур ведется от лица жителей города, наделенных конкретной профессией (цветочница, полицейский, журналист, безработный).

     Работа с цветописью, оценочной таблицей, анкетой "Откровенно говоря:" (вариант ?3).

7 занятие

     Роли, которые играет человек (информирование).

"Портрет агрессии" (рисование).
     1) Предложите ребятам нарисовать на листах бумаги портрет человека, к которому они питают агрессивные намерения или написать его имя корявыми, некрасивыми буквами. Когда это будет сделано, попросите всех одновременно разорвать и скомкать свои листы и бросить их в корзину с мусором.
     2) Ведущий предлагает собрать фигуру из всего плохого, злого и агрессивного, что есть в каждом члене группы. Участники по очереди отдают на общее дело свои когти, зубы, шипы, жало, перепончатые крылья и т. п. Существо, получающееся в итоге, целиком состоит из угловатого, кусающего, карябающего. Затем, путем одновременного нажатия кнопок, осуществляется старт стула с сидящим на нем воплощением агрессивных поползновений группы в межзвездное пространство, где оно и канет навеки в пучину забвения. Можно придумать различные способы уничтожения этого чудовища.

Упражнение "Строим автомобиль"
(социометрия).
     Группа строит автомобиль, где каждой деталью которого оказывается кто-либо из ее участников.

"Социометрия у стены".
      Один из участников встает лицом к стене и закрывает глаза. Остальные становятся позади него, причем каждый сам выбирает расстояние до стоящего у стены и угол поворота по отношению к нему. Можно встать лицом, спиной, вполоборота. Угол поворота означает степень понимания: "Если я стою, повернувшись лицом, значит, я тебя хорошо понимаю и чувствую. Отвернувшись - не понимаю, не вижу, не чувствую. Расстояние - это степень принятия. Если становлюсь близко, вплотную - принимаю тебя безоговорочно, далеко - не могу принять тебя таким, каким ты был здесь, в группе". Все участники выстраиваются за спиной стоящего у стены молча, чтобы он не мог определить, кто где находится. Они сверяют свои положения относительно друг друга. Наконец, все встали, нашли свои места.
     Стоящему у стены предлагается, не поворачиваясь и не отрывая глаз, сказать, кто где находится у него за спиной и как каждый из них повернулся по отношению к нему. Ведущий в этом упражнении должен стоять рядом с человеком у стены. Иногда касаясь его, иногда даже обняв за плечи. У человека, стоящего у стены, в эти моменты наблюдается колоссальное эмоциональное напряжение, идут интенсивнейшие внутренние процессы. Ведь он должен открыто сказать о своем видении того, как к нему относятся в группе. Это гораздо сложнее, чем даже высказать негативное чувство к другому человеку. И, кроме того, он ждет, совпадет ли его "картинка" с тем, что он увидит, повернувшись. А для каждого участника отношения в группе уже успели стать очень значимыми. У стены должны побывать все участники, поэтому каждый человек оказывается в ситуации риска, настоящего личностного риска "здесь и теперь", который может ощущаться даже в большей степени, чем при самораскрытии на предыдущих занятиях. Когда все члены группы прошли эту "процедуру", то можно и поговорить. А можно и помолчать, переживая возникшие чувства, как бы даже кожей ощущая их в групповой атмосфере.
     При проведении данного занятия необходимо присутствие психолога.

     Работа с цветописью, оценочной таблицей, анкетой "Откровенно говоря:" (вариант ?2).

8 занятие

Тема: "Встреча с самим собой".

     Занятие посвящено уточнению и закреплению наиболее успешных способов и приемов общения для каждого члена группы в практических игровых ситуациях.

Разогревающее упражнение "Поменяйтесь местами те, кто:".
     Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), например, говорит: "Поменяйтесь местами те, кто любит болтать по телефону". Те, кому это свойственно, должны встать и поменяться местами. При этом сам ведущий тоже участвует в этом. Кому не досталось места становится ведущим.

     Характеристики каналов получения и переработки информации (информирование).
     Диагностика участниками своего ведущего канала восприятия "Как мы слушаем".
     Информирование о приемах активного слушания.
     Отработка в парах умения слушать.

Упражнение "Прояснение"
(тренировка обратной связи)
     Задача: работа в парах, где один пытается понять другого, выясняя у другого обстоятельства какой-либо ситуации (с помощью слов "ага-угу", выяснения, пары фраз и отражения чувств.)

Упражнение "Сказка по кругу"
(Карты Проппа)
     (в данном варианте целью процедуры является выявление количественного соотношения между употребляемыми в повествовании частями речи).
     Информирование о "Я-высказываниях".

Упражнение "Запрещение повелительного наклонения"
(вербальная коммуникация).
     Задача: переформулирование фраз в повелительном наклонении по типу "Оставь меня в покое, я бы хотела остаться одна и подумать"

Упражнение "Запрещение "нет" и "не"
(переформулирование фраз по типу "нет, я не хочу - сегодня я бы хотела заняться другим)

Упражнение "Выступление"
(отработка умения слушать и убеждать, целенаправленное моделирование эмоций у слушателей (информирование)
     Задача: каждый произносит речь заданного характера с целью убедительно выступить и рефлексия.
     Задание: определить в группе самых-самых: каждому участнику необходимо самостоятельно выбрать САМОГО:
     Доброго
     Понимающего
     Отрытого
     Отзывчивого
     Жизнерадостного
     Ответственного
     Дружелюбного
     Чуткого
     Рефлексирующего
     Инициативного
     Непосредственного
     Искреннего
     И т.п.

     (В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 204-205 с. упр. 3.1.32-3.1.34.)

     Работа с цветописью, оценочной таблицей, анкетой "Откровенно говоря:" (вариант ?4).

9 занятие

Тема: "Кто есть кто?".
     Здесь создаются психологические портреты каждого участника, что способствует формированию более адекватного представления о себе, и одновременно идет отработка умений анализировать личностные особенности других.
     Цели:
     - создание психологических портретов каждого участника группы;
     - отработка умения анализировать свои личностные особенности и особенности других;
     - отработка умения подачи обратной связи.

Упражнение "Прошлое, настоящее и будущее"
(вариант "Горячего стула").
(В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 206 с. упр. 3.1.36 Горячий стул.)

Упражнение "Сад-цветник"
(обратная связь).
     На кружочках написаны имена участников. Каждый получает лепестки, на которых пишет пожелания оценки, относительно личности кого-либо и соотносит их с сердцевинками цветов. Таким образом, образуется сад цветов.

"Скульптурный портрет группы"
     Кто-то из участников вызывается (или выбирается группой - это еще интереснее, поскольку показывает, чье мнение и видение, чью обратную связь хотят в первую очередь получить участники группы) быть "скульптором", которому предстоит увековечить группу в "монументальной скульптуре". Например, как увековечивали в скульптурной группе "пламенных революционеров": кто-то смотрит вперед бесстрашным взором, кто-то нагнулся за булыжником - "оружием пролетариата", кто-то поддерживает раненого товарища, пострадавшего в борьбе с "мировым капиталом". У каждого персонажа скульптурной группы должна быть своя роль, своя функция, олицетворяющая какую-то сторону революционной борьбы. Скульптура группы должна как-то "воплотиться в камне", а, может быть и в каком-то другом материале, что поможет высветить роль каждого. "Ты - скульптор. Вот и воплощай то, что ты видишь, как нас чувствуешь. Мы будем твоим материалом - скульптура будет состоять из нас. Ставь нас в разные позы, лепи и "высекай" из нас все, что угодно. А потом расскажешь, что автор хотел сказать своим произведением."
     "Скульптур" начинает работать. "Скульптуры" при этом могут получиться очень разные: все зависит от того, какая ситуация сложилась в группе и как ее видит этот участник. Например, ведущего могут поставить на стул, у его ног пристроить поднявших на него глаза безоговорочно "следующих" за ним участников, кто-то может оказаться за креслом на периферии скульптурной группы и, с приложенными к глазам пальцами в виде бинокля, наблюдающим происходящее из засады и т. д.
     Потом следует комментарий "скульптора". Он говорит о том, что имел в виду, придавая тому или иному участнику соответствующую позу, выбирая для него определенное место. А участники говорят о своих ощущениях от той роли, в которой их увидели. Может быть сделано несколько таких "скульптурных портретов" разными участниками.

Разминка "Запретный плод".
     Ведущий говорит примерно следующее: "У каждого в жизни есть какой-то запретный плод, иногда их несколько. Это то, что мы очень хотим сделать, иметь, но не решаемся, или не позволяем себе этого, или даже делаем, но при этом явственно ощущаем запретность этого. Давайте попробуем показать друг другу, как мы обходимся со своими запретными плодами".
     Ведущий кладет на середину группового круга какую-нибудь вещь - авторучку, спичечный коробок, конфету или яблоко, то есть то, что окажется под руками.
     Пусть это и будет "запретным плодом", - продолжает ведущий, давайте попробуем показать наше отношение к нему и наши действия пантонимически. Естественно, каждый будет иметь в виду что-то свое. Только пусть это не будет что-нибудь типа "чужого кошелька" с деньгами. Понятно, что воровать нехорошо. Пусть это будет что-то личное: "отношение с юношами или девушками, какая-то запретная жизненная мечта или желание: Давайте, я начну."
     Обычно начинает ведущий (это совершенно не обязательно, кто-то может сразу понять смысл задания и вызваться быть первым), поскольку довольно трудно сразу представить, как это можно сделать. Очень "экзотичен" язык, поэтому сам ведущий задает язык пантомимической метафоры. Он сам при этом "подставляется", личностно приоткрываясь перед группой, что очень часто снимает хотя бы часть защитных реакций, связанных с риском самораскрытия. После выполнения упражнения участники могут погадать: "Кто какой "запретный" имел в виду?". Обычно в процессе обсуждения участники начинают открыто говорить о своих жизненных "запретных" плодах. Приоткрывание на языке тела, помогает начать открываться на языке чувств, говорить о своих чувствах.

"Мать и дитя".
     Участники делятся на две группы. Одна группа - "дети". Все садятся в круг на корточки, обхватывают колени руками и пригибают голову. Они как бы имитируют "утробную позу" младенца. Вторая группа - "матери". Все садятся сзади "детей" на корточки, обнимают их сзади. "Матери" начинают тихонечко покачивать своих "детей", стараясь почувствовать, какой ритм и какая интенсивность покачивания наиболее комфортны и естественны для их пары.
     Через какое-то время "матери", двигаясь по кругу, меняют "детей", и все повторяется. Потом "дети" и "матери" меняются ролями. Затем следует обсуждение. "Дети" говорят о "матерях", "матери" - о "детях".
     Упражнение вызывает чувство глубокого контакта с другим человеком, так как затрагивается что-то очень глубокое, которое очень трудно выражается словами. Подобный опыт делает участников группы более открытыми, обратные связи становятся более глубокими и эмоциональными, благодаря чему участники начинают рассказывать о себе.

Круг доверия.
     Группа сидит в кругу. Один из участников поочередно подсаживается напротив к каждому и, прямо обращаясь к нему, говорит, насколько доверяет он ему и в чем.
     Например, "Я бы тебе доверил: (деньги под честное слово, личную тайну, рассказал бы тебе о том, как и в чем я себя не люблю и презираю:), или "Я бы тебе не доверил: (личную тайну, ни за что бы не рассказал бы тебе о..)

     Оглашение результатов выборов "Самых-самых" участников.
     Торжественное присуждение им этих званий.
     Работа с цветописью, оценочной таблицей, анкетой "Откровенно говоря:" (вариант ?2).

10 занятие

Тема: "Заглянем в будущее".
     Смысл заключительного занятия - рефлексия, т.е. анализ и осознание каждым членом группы тех качественных изменений, которые произошли с ним в процессе тренинга, и выстраивание индивидуальных программ действий по применению и закреплению полученных коммуникативных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Вторая часть занятия посвящена проектированию будущего: прогноз своего будущего самим участником, и получение обратной связи от остальных членов группы.

     Цели:
     - формирование позитивного восприятия участников;
     - создание условий для самостоятельной работы по саморазвитию;
     - осознание возможных влияний индивидуальных особенностей участников на процесс развития их личности, на жизненный путь в целом.

Упражнение "Древо целей".
     - 1 этап - определение главной проблемы - цели.
     - 2 этап - разбивка проблемы-цели на задачи.
     Например:
     - избавиться от раздражительности
     - чувствовать себя уверенно
     а что для этого необходимо?
     - чувствовать себя хорошо физически

Упражнение "Упаковка чемодана".
     Каждый участник собирает чемодан в дорогу (знания, опыт, переживания). Например, сбор реальных вещей, проассоциированных с пережившими событиями и ситуациями.

Процедура "Встреча через 10 лет".
     Постановка спектакля о том, как мы встречаемся через 10 лет - проектирование личностного развития.

Упражнение "Связующая нить"
(передача клубка ниток по кругу + рефлексия)
     Цель: формирование чувства близости, принятие друг друга.
     Процедура прощания.
     Работа с цветописью, оценочной таблицей, итоговой анкетой (смотри в приложении).

*************************************************************



ПРИЛОЖЕНИЕ:

ЦВЕТОПИСЬ

     Фамилия, Имя _____________________________________________________
     В цветописи каждая цветная полоса - это условное обозначение того или иного настроения:
     Красный - восторженное
     Оранжевый - радостное
     Желтый - приятное
     Зеленый - спокойное, уравновешенное
     Синий - грустное
     Фиолетовый - тревожное
     Черный - крайне неудовлетворенное

     В зависимости от того, какое у Вас сегодня настроение, Вы напротив соответствующего цвета поставьте дату. Записи делайте, пожалуйста, самостоятельно, старайтесь ни с кем не советоваться. Необходимо отметить только один цвет.

     Пожалуйста, отметьте причины, которые на Ваш взгляд повлияли на Ваше настроение (их может быть несколько):

     общая атмосфера в группе
     успехи группы
     неприятности в группе
     поступки участников группы
     недовольство собой
     собственная успешность в работе
     отношения в группе
     отношения с ведущим
     осознание своих личностных особенностей
     погода
     состояние здоровья
     очень личное
     другие причины (укажите их)

*************************************************************

ОТКРОВЕННО ГОВОРЯ:
(вариант 1)

     Дата занятия _________________________________
     Мое тренинговое имя ___________________________________
     1. Сегодня общение произвело на меня:
     большое впечатление 5 4 3 2 1 никакого впечатления
     2. Я чувствовал(а) себя:
     Свободно 5 4 3 2 1 скованно
     3. Самое большое влияние на ход занятия, на мой взгляд, оказали (какие-либо упражнения, другие моменты работы):
     a. ______________________________________________
     b. ______________________________________________
     c. ______________________________________________
     4. Во время занятия я понял(а), что :
     5. Мне не понравилось :
     6. На месте ведущего я :

*************************************************************

ОТКРОВЕННО ГОВОРЯ:
(вариант 2)
     Дата занятия _________________________________
     Мое тренинговое имя ___________________________________
     Вспомните сегодняшнюю работу в группе и продолжите следующие фразы:
  1. Я понял(а) :
  2. Меня удивило :
  3. Я почувствовал(а) :
  4. Думаю :
  5. Сегодня меня раздражало :
  6. Мне очень понравилось :
  7. Я не понимаю :
  8. Ведущий группы :
*************************************************************

ОТКРОВЕННО ГОВОРЯ:
(вариант 3)

     Дата занятия _________________________________
     Мое тренинговое имя ___________________________________
  1. Во время занятия я понял(а), что :
  2. Самым полезным для меня было :
  3. Я был(а) бы более откровенным(ой), если :
  4. Моими основными ошибками на занятии я считаю :
  5. Мне не понравилось :
  6. Больше всего мне понравилось, как работал(а) :
  7. На следующем занятии я хотел(а) бы :
*************************************************************
*************************************************************

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
  1. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивные характеристики индивидуального развития человека. - М., 1968 г.
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.
  3. Бедерханова В.П. Конспекты лекций по обучающим играм. ВДЦ "Орленок", 1998 г.
  4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Издательство "Деловая книга", 1996 г.
  5. Вишнякова Н.В. Креативная психопедагогика. - Минск, 1995 г.
  6. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. - Минск 1996 г.
  7. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974 г.
  8. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Учебное пособие / Под редакцией В.В. Давыдова. - М.: Высшая школа, 1995 г.
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1989 г.
  10. Панченко С. И. К вопросу о системе воспитательной деятельности ВДЦ "Орленок".
  11. Панченко С.И. Сборник материалов в помощь педагогам - организаторам и руководителям воспитательских отделов Всероссийского детского центра "Орленок", 1997 г.
  12. Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг: - М.: Новая школа, 1994 г.
  13. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М.: Издательство "Совершенство", 1998 г.
  14. Практическая психология: Учебно-методическое пособие / Под редакцией доктора психологических наук, профессора С.В. Кондратьевой. - Минск, 1997 г.
  15. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996 г.
  16. Развитие творческой активности школьников / Под редакцией А.М. Матюшкина. - М., 1991 г.
  17. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. - М., 1984 г.
  18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М., ВЛАДОС, 1995 г.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1940 г.
  20. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, психотехнологии. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1996 г.
  21. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1997 г.
  22. Сорочинская Е.Н. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений. - Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического Университета, 1996 г.
  23. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. - Рига, 1997 г.
  24. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995 г.
  25. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. - М.: Физкультура и спорт, 1998 г.



Valid HTML 4.01 Transitional