Разработка мим-тренинга
(для детей дошкольного возраста)


     I. Тема: использование детьми мимики и пантомимики при выражении эмоций.


ЗАНЯТИЕ 1.
Познакомимся.


     Цель: установление коммуникации в группе.
     ?1 "Ласковое имя".
     Ведущий спрашивает имя каждого ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. При необходимости ведущий помогает.
     ?2. " Украсим дом".
     Возьмем обруч и представим, что это наш дом. На столе лежат разные предметы, которыми вы можете украсить свой дом. Выберете самое лучшее и принесите в обруч. Ведущий поощряет детей, спрашивает почему они выбрали тот или иной предмет.
     ?3. " Кто - кто в теремочке живет?".
     Дети встают вокруг обруча. Ведущий предлагает назваться им каким-нибудь животным. Ведущий обращается к каждому ребенку: "Кто- кто в теремочке живет?" Ребенок называет животного, а дети хором называют его ласково. Ребенок входит в обруч.
     ?4. "Приветик -1".
     На большом листе ватмана дети обводят свои ладошки разноцветными фломастерами. Все друг другу помахали ладошками. Ватман вешается на стену на уровне глаз детей.
     ?5. "Деревцо".
     Звучит музыка для релаксации.
     Ветер дует мне в лицо - машем ладошками на лицо.
     Раскачалось деревцо - раскачиваемся в разные стороны.
     Ветерок все тише, тише - пальчик приставить к губам.
     Веточки все ниже, ниже - руки плавно опускаются, дети ложатся на коврик.


ЗАНЯТИЕ 2.
Настроение.


     Цель: овладение выразительными движениями, овладение навыком произвольных действий.
     ?1. "Приветик-2".
     Дети подходят к плакату с нарисованными ладошками "приветик" и находят свою ладошку по цвету. Ведущий помогает детям найти свою ладошку. Затем ведущий обращает внимание детей на большого плюшевого льва, который сидит в обруче, и предлагает с ним поздороваться. Каждый ребенок жмет лапу льву и называет свое имя ласково.
     ?2. "Мягкая лапка".
     Ведущий берет лапу льва и ласково гладит каждого ребенка по руке со словами: "Анечка хорошая девочка, Вовочка хороший мальчик". Затем ведущий предлагает погладить льва и сказать, какой он хороший.
      ?3. "Какие мы?".
     Мы - козлики - какие вы? - рогатые - показываем рожки.
     Мы - ослики -какие вы? - ушастые - показываем длинные уши.
     Мы - ежики - какие вы?-колючи - показываем пальцы-иголки.
     А мы волчата - ой! - зубастые - покажем зубы.
     Ведущий спрашивает детей: "А вы не боитесь волка?"
     Мы зайчики - какие вы? - прыгучие - дети прыгают.
     ?4. "Стрекоза замерзла".
     Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе теплый домик. Стрекозе холодно, она дрожит. Ведущий показывает, как дрожит стрекоза, стучит зубами, потирает руки, жалобно просит: пожалейте меня, дайте поесть. Один из детей изображает стрекозу, дети вслед за ведущим "мягкой лапкой" ее жалеют и дают "еду".
     ?5. "Медвежата".
     Звучит музыка для релаксации. "Я - мама-медведица, а вы - мои медвежата". Медвежата потянулись, они устали и хотят спать. Дети ложатся на коврик. Ведущий говорит, какие хорошие медвежата.


ЗАНЯТИЕ ?3.
Веселый - грустный.


     Цель: выражение веселых и грустных эмоций, ознакомление детей с методами саморегуляции.
     ?1. "Приветик 3".
     Ведущий одевает на руку куклу - львенка и здоровается с первым ребенком: "Приветик, я львенок". - "Приветик, я Анечка". Львенок гладит Аню по руке. Затем ведущий отдает куклу ребенку, и он здоровается со следующим ребенком и т.д.
     ?2. "Тюльпан".
     Жил-был Тюльпанчик. - Ладошками изображаем открытый бутон.
     Наступила осень, подул холодный ветер. - Дуем холодным воздухом на ладошки.
     Тюльпанчику холодно, он закрывается, ему грустно. - Ладошки смыкаются, лицо грустное.
     Вдруг выглянуло солнышко, и подул теплый ветер. - Дуем теплым воздухом на ладошки.
     Тюльпанчик раскрывает лепесточки, радуется солнышку. - Ладошки открываются, нюхаем цветочек, личики радостные, хлопаем в ладоши.
     ?3. "Тюльпан рисуем".
     Ведущий объясняет и показывает детям теплые и холодные цвета фломастеров, объясняет, что теплыми цветами раскрашивают хорошее, радостное настроение, а холодными - грустное, печальное. Затем ведущий показывает два больших листа с нарисованными грустным и веселым тюльпанами и предлагает детям раскрасить их теплыми и холодными цветами.
     ?4. "Веселые и грустные медвежата".
     Дети превращаются в медвежат. Медвежата на празднике в детском саду - веселые, радостные. Но вот праздник кончился, и медвежата загрустили (заскучали по маме). И тут пришла мама и принесла всем новые игрушки. Опять радость и веселье.
     ?5. "Устали медвежата".
     Звучит музыка для релаксации. Медвежата устали, они хотят спать, ложатся на коврик и им снится сон: зеленая поляна, на краю поляны стоят кусты и деревья, а за деревьями прячутся медвежата и смотрят, как на поляне играют детки. Они рисуют веселых и грустных тюльпанчиков.


ЗАНЯТИЕ 4.
Веселый - грустный.


     Цель: выражение радостных и грустных эмоций, снятие эмоционального напряжения.
     ?1. "Ласковый Цыпа".
     Упражнение проводится аналогично "Приветик 3".
     ?2. "Азбука настроений".
     Ведущий выбирает из набора карточек всех грустных и веселых персонажей и предлагает детям по очереди выбрать сначала грустных, а затем веселых персонажей.
     ?3. Ведущий работает в режиме диалога:
     А у вас бывает радостное настроение? Когда?
     А когда бывает грустно?
     Что делают медвежата, когда им радостно?
     Ведущий помогает детям с ответами в случае их затруднения: прыгают, поют веселые песенки, дарят подарки, говорят ласковые слова и т.п.
     ?4 "Праздник у медвежат".
     Ведущий делит группу на пары и располагает детей друг напротив друга. "Вы - медвежата, у которых сегодня праздник. Сейчас вы будете дарить друг другу подарки, которые вы держите в лапках." Ладошки детей смыкаются. Ребенок называет "подарок" и "вкладывает" его в ладошки другого.
     ?5. "Ласковый ветерок".
     Сядем на стульчики. "К нам в комнату залетел ласковый ветерок. Закроем глазки. Ветерок коснулся вашего личика. Погладьте его: лобик, щечки, носик, шею. Погладьте ласково волосики, руки, ноги, животик. Какой приятный ветерок! Откроем глазки. До свидания, ветерок, прилетай к нам еще".


ЗАНЯТИЕ 5.
Робкий - смелый.


     Цель: знакомство с чувством страха; выражение чувства страха в мимике и пантомимике; овладение приемами преодоления чувства страха.
     ?1. "Приветик, зайчик!".
     Ведущий: " Здравствуйте, сегодня к вам в гости пришел новый герой, но он такой трусишка, что спрятался от нас. Сейчас я вам его изображу, а вы угадаете кто он?" Ведущий изображает зайку. Дети узнают персонаж, а ведущий просит показать, как зайка прыгает, как грызет морковку, как боится (трясет хвостиком и лапами).
     ?2. "Зайка - трусишка".
     Ведущий спрашивает детей: " Чего боится зайка?"
     Однажды зайка впервые увидел снег и захотел его потрогать, но он боялся. Как трусишка потрогает снег? Дети осторожно трогают "снег" (скомканную белую бумагу): вытянут руку, уберут.
     ?3. "Смелый зайка".
     Надоело зайке бояться. Поза: "руки в боки", нога вперед. "Не боюсь волка! (Шаг вперед.) Не боюсь лисы! (Еще шаг.) Не боюсь снега! (Играют в снежки)."
     ?4. "Кошка Добрая - кошка Злая".
     А теперь я возьму волшебный колокольчик и, когда он зазвенит, мы превратимся в котят. Встаем на четвереньки и изображаем кошку Добрую (голова вверх, улыбаемся, спина вниз) и кошку Злую (голова вниз, спина выгнута, можно порычать). Упражнение повторить несколько раз.
     ?5. "Котята устали".
     Упражнение выполняется также как "медвежата устали".


ЗАНЯТИЕ 6.
Робкий - смелый.


     Цель: продолжение знакомства с чувством страха и способами его преодоления.
     ?1. "Сказка о страхе".
     Приготовить бумагу и карандаши. Психолог рассказывает сказку: " Жил - был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него:". Давайте нарисуем Страх. Какой он?
     Дети рисуют Страх и показывают его друг другу.
     ?2. "Сказка о Страхе (продолжение)".
     Ведущий продолжает: " Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело?:". Дети предлагают свои варианты.
     ?3. "Смелый зайка" (см. Занятие 5).
     ?4. " Зайки устали".
     Упражнение выполняется также как "медвежата устали".


     II. Тема: Распознавание детьми эмоционального состояния других.


ЗАНЯТИЕ 7.


     Цель: овладение навыком распознавания эмоций по графическому изображению.
     ?1. "Письмо".
     Ведущий - "почтальон" раздает детям конверты с пиктограммами животных, отражающими различные эмоции. Дети достают пиктограммы и называют настроение своего персонажа. Затем ведущий просит детей показать такое же настроение.
     ?2. "Матрешка".
     Ведущий делит группу пополам. Одной подгруппе раздаются веселые и грустные матрешки, которые они прячут за спиной, изображая настроение своей матрешки. Другие дети встают напротив и пытаются угадать это настроение. Затем подгруппы меняются.
     ?3. "Ветерок".
     Дети встают в круг. Ведущий предлагает им превратиться в ветерок: "Утром ветерок проснулся и увидел, что день сегодня теплый солнечный. И ветерок закружился плавно, ласково и чуть слышно. Но вот погода испортилась. Сгустились темные тучи, закапал дождь, поднялся страшный ветер: и прогнал тучи. На небе снова выглянуло солнышко, и ветерок успокоился".
     ?4. "Медвежата устали".


ЗАНЯТИЕ 8.


     Цель: овладение навыком выразительности речи.
     ?1. "Веселый и грустный "Приветик".
     Ведущий здоровается с детьми с разным настроением и просит их угадать это настроение. Затем каждый ребенок выбирает себе настроение и здоровается со всеми.
     ?2. "Зоопарк".
     Ведущий выбирает двоих детей и на ушко называет животное (страшный тигр - радостный котенок; радостный щенок - грустный зайка). Дети изображают голосом заданного животного. Ведущий просит угадать: " Кто у нас в гостях: тигр или котенок? Тигр какой?"
     ?3. "Глупый маленький мышонок".
     Ведущий читает стишок, а дети голосом изображают животных.
     ?5. " У меня есть собака".
     Ведущий предлагает детям сказать фразу "у меня есть собака" с разным чувством (радость, страх, удивление, отвращение, грусть).
     ?4. "Мышата устали".


ЗАНЯТИЕ 9.


     Цель: узнавание чувств по выразительным движениям.
     ?1. "Бабочки и слоны".
     Ведущий предлагает детям превратиться в слонов. Дети ходят по комнате как слоны и здороваются друг с другом, кивая головой. Затем ведущий предлагает превратиться в бабочек. Дети легко порхают по комнате и здороваются, легко касаясь друг друга кончиками пальцев.
     ?2. "Времена года".
     Ведущий предлагает детям превратиться в деревце. Деревце разное в различное время года.
     Лето. Деревца разговаривают друг с другом, шелестя листочками.
     Осень. Листья с деревца облетают, дует сильный ветер, который раскачивает деревца из стороны в сторону.
     Зима. Веточки на деревце дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.
     Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются веселые листочки (показать пальчиками).
     ?3. "Что делал зайчик?"
     Ведущий читает стишок, обращаясь к каждому ребенку. Дети показывают, что делал зайчик.
     Зайчик, зайчик, где ты был?
     Этот зайчик в лес ходил.
     Этот зайчик воду пил.
     Этот зайчик суп варил.
     Этот зайчик спал в постельке.
     Этот плавал в быстрой речке.
     ?4. "Зайчики устали".


ЗАНЯТИЕ 10


     Цель: закрепление навыка узнавания эмоций.
     ?1. "Коготки и лапки".
     Ведущий предлагает детям превратиться в котят и объясняет: "Если у котят хорошее настроение, то у них мягкие, расслабленные лапки. А если котята разозлились, то они выпускают коготки (ручки напряжены)". Ведущий предлагает помяукать котятам: ласково, показывая лапки, и - зло, показывая коготки.
     ?2. "Слон и мышка".
     Ведущий предлагает детям угадать, кого он будет им изображать: слона или мышку. Дети, угадав, должны произнести низким голосом: "О! Какой слон". Или произнести высоким голосом: " Ой! Какая мышка".
     ?3. "Зайка - храбрый, зайка - трус".
     Дети встают в круг. Ведущий на ушко каждому ребенку предлагает изобразить храброго или трусливого зайку, остальные дети угадывают чувство.
     ?4. "Доктор Цыпа".
     Ведущий предлагает детям превратиться в маленьких пушистых цыплят. Ведущий одевает на руку игрушку (знакомую) и говорит, что цыплята внезапно заболели: у кого голова болит, у кого ножка и т.д. (дети выбирают сами). Цыплята стонут, зовут доктора Цыпу и показывают, что у них болит. Цыпа гладит цыпленка, и тот радостно пищит.
     ?5. "Цыплята устали".


     III. Тема: развитие чувства эмпатии, коммуникативных навыков; закрепление знаний об эмоциях.

ЗАНЯТИЕ 11.

     Цель: развитие чувства эмпатии, самоконтроля.
     ?1. "Мама и малыш".
     Ведущий раздает детям игрушки и предлагает им побыть мамой для этих игрушек: ласкать их, жалеть, кормить, играть и т.п.
     ?2. "Дарю цветок".
     Дети встают в круг. Ведущий предлагает детям изобразить сомкнутыми ладонями цветок. Ведущий: " Жил - был цветок. Однажды он проснулся от того, что пригрело солнышко. (Подуть на ладони теплым воздухом). Цветочек медленно распустился. Вдруг налетел прохладный ветерок, и лепесточки сомкнулись. (Подуть на ладони холодным воздухом). А теперь подарим свой цветочек соседу слева. А теперь в обратную сторону (соседу справа).
     ?3. "Дорожка к другу".
     Ведущий предлагает детям сесть вокруг листа ватмана и нарисовать фломастером дорожки друг к другу (кто к кому захочет), затем провести дорожки и к остальным детям.
     ?4. "Рыбалка".
     Дети садятся вокруг обруча с воображаемыми удочками. Каждый из них по очереди вытаскивает "рыбку" и радуется улову.
     ?5. "Цепочка".
     Ведущий предлагает детям превратиться в яркие, красивые бусинки. "А теперь, давайте возьмемся за руки и станем цепочкой". Ведущий предлагает цепочке встать, не разнимая рук. Подойти к окну, столу, помахать ручками на прощанье.


ЗАНЯТИЕ 12.

     Цель: закрепление знаний об эмоциях (радость, зазнайство).
     ?1. "Я люблю есть :"
     Ведущий расставляет детей вокруг обруча и объясняет, что он будет называть слова, и если дети это любят, то заходят в обруч.
     ?2. "Котелок настроения" (радость).
     НАСТРОЕНИЕ.
     Сегодня мы будем варить настроенье.
     Положим чуть-чуть озорного веселья,
     100 грамм баловства,
     200 грамм доброй шутки
     И станем все это варить 3 минутки.
     Затем мы добавим небес синевы
     И солнечных зайчиков пару.
     Положим еще свои лучшие сны
     И ласковый голос мамы.
     Заглянем под крышку.
     Там у нас не варенье!
     Там наше отличное настроенье!
     Ведущий предлагает детям "сварить" радость в котелке. "Что мы положим в котелок, чтобы сварить радость?" Если дети затрудняются, то можно предложить им варианты (улыбка, подарок, радостная встреча, веселая шутка и т.д.) Хорошенько помешаем, попробуем и покажем, какая получилась радость.
     ?3. "Зазнайка".
     Детям предлагается превратиться в зайца Хвасту. Разыгрывается диалог с каждым ребенком:
     Ведущий: " Я умею прыгать".
     Ребенок: " Я лучше всех прыгаю".
     Ведущий: " Зайка, как плохо хвастаться".
     ?4. "Послушаем звуки".
     Дети садятся на стулья, руки опущены вдоль туловища, спина прямая, глаза закрыты. Ведущий: "Послушаем звуки вокруг нас, за окном, далеко-далеко". Открываем глаза. "Что вы слышали?"


ЗАНЯТИЕ 13.

     Цель: закрепление знаний об эмоциях (грусть); развитие навыков общения.
     ?1. " Фигура замри".
     Дети садятся в круг. Руки кладут на плечи друг друга, затем раскачиваются под слова ведущего: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри". Также повторить несколько раз.
     ?2. "Котелок настроений" (грусть).
     Упражнение проводится аналогично "Котелок настроения (радость)". Варианты ответов: грустное лицо, плохая погода и т.д.
     ?3. "Кто сказал "мяу".
     Ведущий предлагает детям превратиться в котят. Один ребенок встает спиной к группе и угадывает, кто из детей сказал "мяу".
     ?4. "Письмо - 2".
     Каждому ребенку дается конверт с карточкой из "Азбуки настроений". Ребенок должен показать, какое настроение он получил в конверте.
     ?5. "Послушаем звуки".
     В этом упражнении можно предложить детям послушать аудиокассету "Звуки природы".


ЗАНЯТИЕ 14.

     Цель: развиваем навыки общения.
     ?1. "Мирись".
     Ведущий предлагает детям вспомнить все способы помириться друг с другом.
     ?2. "Кто в чем пришел".
     Один ребенок встает спиной к группе. Дети по очереди спрашивают его: "В чем я пришел?". Ребенок должен назвать 2-3 предмета одежды или назвать цвет одежды.
     ?3. "Я люблю".
     Дети стоят вокруг обруча. Ведущий говорит фразу: "Я люблю : (что-либо)", тот из детей, кто это любит, заходит в обруч. Каждый ребенок должен побывать в роли ведущего.
     ?4. "Что болит у зайки?".
     Детям предлагается превратиться в зайцев. По очереди "зайцы" показывают, что у них болит. Остальные дети угадывают, что болит у зайки, и жалеют его: "Не боли у зайки :". Все зайки выздоровели и радостно прыгают.
     ?5. "Послушаем звуки".
     Детям предлагается аудиозапись "Классическая музыка для детей". Какое настроение у мелодии?


ЗАНЯТИЕ 15.

     Цель: итоговое занятие.
     ?1. "Бинокль".
     Дети делают "бинокль" из пальцев. Ведущий предлагает каждому ребенку рассказать, кого он лучше всего видит в бинокль, и назвать его ласково по имени. Ведущий следит за тем, чтобы в "бинокль" рассмотрели всех детей.
     ?2. "Любимый персонаж".
     Ведущий предлагает каждому ребенку изобразить любимый персонаж из тех, в которые он превращался на занятиях, и назвать его настроение.
     ?3. "Подарок".
     Детям раздаются листы бумаги, карандаши и предлагается нарисовать в подарок рисунок. Затем рисунки переворачиваются, и каждый ребенок вытягивает листок наугад. Если попадается свой рисунок, то он возвращается обратно. Каждый ребенок получает в подарок рисунок.
     ?4. "Кот и мыши".
     Мыши водят хоровод,
     На лежанке дремлет кот.
     Тише, мыши, не шумите!
     Кота Ваську не будите.
     Как проснется серый кот-
     Разобьет весь хоровод.
     Шевельнул ушами кот-
     И исчез весь хоровод.
     Игра: Один водящий -кот.
     дети ("мыши") водят хоровод.
     На последних словах "мыши" с писком и визгом разбегаются. Кот ловит нового водящего.
     ?5. "Мыши устали".


Кузнецова Е.К.
(МОСУ)




Valid HTML 4.01 Transitional