Школьные годы.
Часть 1.

     Почему школа оказывается для ребенка источником стрессов? Что может помочь ребенку учиться лучше? Насколько родители могут и должны контролировать школьную жизнь ребенка?

     33. Что так радикально меняется в жизни ребенка, когда он идет в школу? И почему к этому естественному событию так трудно подготовиться детям и их родителям?
     Все современные родители уже знают, что подготовка ребенка к школе - долгий, ответственный и серьезный процесс. Его итогом является зачисление маленького "абитуриента" в первый класс. С этого начинается новый период жизни ребенка и, соответственно, возникает новый круг проблем. Почему ребенок стал нервным, раздражительным, грубит взрослым? Почему он утратил обычную жизнерадостность и чаще, чем раньше, плачет? Почему он вдруг стал говорить о себе "Ох, ну до чего же бестолковый! Ничего-то у тебя не получается!", а в любом деле просит совета и постоянно спрашивает, прав ли он - "А так ли я подписал тетрадь? А какой карандаш мне лучше взять?". Возможно и еще худшее - спустя несколько дней учебы у ребенка появляются по утрам непонятного происхождения боли, рвота, поднимается температура, а затем он начинает открытым текстом говорить о том, что в школу он больше не пойдет. Все эти явления, которые отмечаются родителями, приводящими детей на прием к психологу, свидетельствуют о переживании ребенком кризиса первоклассника.
     Первый класс - начало долгого пути школьного детства ребенка, когда он выходит в большой социум, начинает существовать не только в узком семейном и детсадовском окружении, но и среди большого количества чужих взрослых и детей различного возраста. Новые условия жизни образуют и новые зоны уязвимости для психического здоровья первоклассников. С какими же переменами они могут быть связаны и как можно их предотвратить? Вовремя осознанные сложности - половина успеха в их решении. Следуя нашим советам и выполняя некоторые психологические упражнения, можно ослабить стресс первого класса.
     Изменение режима жизни. Что это такое? Во-первых, ребенок должен научиться рано вставать - для многих это трудно. Но достаточно немного задуматься и принять самые простые меры, чтобы эту проблему снять. Не следует укладывать ребенка спать позже половины десятого. Ни в коем случае нельзя позволять засиживаться ему около телевизора или у компьютера. Нужно постараться избежать дневного сна, склонность к которому вновь появляется у первоклассников, чтобы не ломать ему режим дня, с вечера приготовить одежду на утро и собрать портфель, поставить будильник с запасом времени, чтобы пробуждение не было судорожным, и ребенок спокойно перешел в режим бодрствования. Утро - начало дня, и очень важно, чтобы оно прошло без напряжения.
     Во-вторых, ребенок приобретает в школе много новых обязанностей - он должен не только уметь приводить себя в порядок, но и вовремя, в течение заданного отрезка времени, выполнять некоторые задания. Он должен научиться структурировать свое время. Приготовление уроков - больной вопрос для большинства современных родителей. Необходимо раз и навсегда отказаться от надежды на то, что ребенок будет полностью делать уроки сам - в отличие от поколения родителей, нынешние школьники имеют большую нагрузку и обладают низкой произвольностью поведения, то есть им труднее собрать себя, организовать свой труд, заставить себя делать то, что им не хочется. Первый шаг в решении этой проблемы - ограничить время домашнего задания 1 - 1, 5 часами, чтобы на это не уходил весь досуг ребенка. Имейте в виду, что очень скоро он научится самостоятельно читать, и нужно, чтобы для этого также оставалось время. Если вы чувствуете, что сам ребенок не в состоянии понять смысл заданий, нужно ему помочь. Нет ничего страшного и в том, чтобы частично делать домашнее задание вместо него - главное, чтобы не напугать его ритмом и насыщенностью школьной жизни. Если ребенок не научится чувствовать и соблюдать темп деятельности, он рискует оказаться отстающим на уроке и приобрести страх перед любым заданием, выполняемым "на время" - контрольными работами, диктантами, а затем - экзаменами.
     Усталость от присутствия других людей ("публичность" жизни) - следующее важное изменение в жизни первоклассника. Выход в большой социум приносит большую психическую нагрузку, связанную с тем, что поведение ребенка становится полностью прилюдным и контролируется другими. Он практически не остается один - все его поступки, привычки, любые телодвижения являются предметом наблюдения и оценки со стороны других людей (или, по крайней мере, так ему кажется). Неприятным сюрпризом для многих оказывается, что даже в туалете ребенок не остается один, потому что там имеется несколько отделений. Публичность жизни может забирать значительную долю психической энергии ребенка. Пройдет некоторое время, прежде чем он сумеет к этому привыкнуть и научится отключаться для выполнения собственной деятельности от присутствия других, чувствовать себя способным действовать, находясь в толпе. Чтобы облегчить эту нагрузку, дома нужно дать возможность уединения для ребенка и ослабить контроль за его привычками. Не делайте замечаний, которых можно избежать ("Не грызи ногти! Не дергай головой!").
     Для тренировки способности ребенка трудиться в зашумленном помещении, мысленно отделяться от других или, напротив, включаться в происходящее полезно выполнять некоторые упражнения. Так, если он имеет минимальные музыкальные способности, полезно петь дуэтом или хором, при этом для распределения внимания либо разделяясь на голоса, либо используя пение каноном (когда одни певцы поют выше, а другие - ниже или отстают на несколько тактов). В этом случае ребенок приучается следить за своей деятельностью и одновременно - за тем, как она соотносится с деятельностью других. Очень полезны упражнения, требующие сочетания собственного индивидуального ритма и ритма деятельности других - можно изображать колокольный звон, тиканье часов, барабанный бой; можно выстукивать чечетку и т.д. Еще одно упражнение адресовано для читающих детей, и его полезно проводить с группой (можно пригласить поучаствовать соседских детей или даже взрослых, родственников). Прочитайте вслух небольшое стихотворение, затем разделите его на отрывки и предложите участникам выучить эти отрывки вслух, причем одновременно. Затем попросите их прочесть стихотворение по порядку, следя за тем, чтобы четверостишия не перепутались.
     Итак, в школе многое меняется, но и к этому можно приспособиться. Поэтому наши пожелания неспецифичны - они касаются жизни любого первоклассника, независимо от уровня его подготовки, ожиданий родителей и особенностей психологического склада ребенка




Valid HTML 4.01 Transitional