Возраст упрямства.
Часть 1.

     Почему поведение 3-летних детей резко изменяется? Как пережить этот период взрослым с наименьшими потерями? Как воспитывать ребенка в это время?


     10. 3-летняя девочка постоянно провоцирует родителей. Нарочно делает то, что запретили. Как с ней совладать, не "ломая" ее психику?


     Действительно, примерно в возрасте 3 лет ребенок иногда становится совершенно неузнаваемым - на простые просьбы и указания он может отозваться целым представлением, спектаклем, по ходу которого он будет то убегать от вас с носком в руке, то отказываться есть, что ему предлагают (или даже то, что он сам заказывал), то изменять маршрут прогулок, пытаться потеряться на улице и т.п. И если вне дома он все-таки чаще ведет себя как обычно, опасаясь чужих людей и незнакомой обстановки, то уж на своей-то территории позволяет себе все. На гневный крик "Нельзя! Разве ты не понимаешь?" - может включить электроплиту, пустить воду из крана, открыть дверь в кладовую, которую принято держать закрытой. Кажется, он все делает для того, чтобы вызвать огонь взрослых на себя, подразнить их, дать им понять, что с ними не считается. При этом сам он не злится, а скорее развлекается, как бы тестируя взрослых на чувство юмора и терпение. Что это такое - дурной характер или нездоровье, и как, соответственно, с этим бороться - наказывать, лечить или оставлять без внимания?
     Примерно в 3 года ребенок переживает один из серьезных кризисов развития. Он охватывает все сферы психологического бытия - общение, деятельность, практические навыки. А связан он с новой фазой формирования сознания и самосознания. Именно в это время он впервые начинает выделять себя из окружающей обстановки, говорить о себе "Я", а не называть по имени и в третьем лице, как это было до сих пор. На предложения помочь ему он часто говорит "Я сам!". Ребенок начинает понимать, что-то, что он делает, не просто "происходит", а что это - результат его активности, его воли, что он субъект собственных действий. Кризис 3 лет имеет большое психологическое и философское значение для развития личности человека.


     Взрослея, ребенок все дальше отходит от мира природы - инстинктов и рефлексов, которые представляют собой заданные программы поведения. На досознательном этапе он не выбирает - все выборы осуществляются за него либо самой природой, либо теми, кто его воспитывает. И вот наконец в 3 года он впервые начинает связывать намерение и результат, действие и его последствия. Он впервые ощущает свою способность что-то принять, а что-то отвергнуть, сказать "нет". И то, что описано в письме нашей читательницы, - проявление тяги ребенка экспериментировать над собственной жизнью. Для того чтобы придти к умеренности, понять целесообразность послушания, он должен насладиться возможностью говорить "нет".
     Если его ограничить в этой возможности, проблема волевого поведения, как и все нерешенные проблемы, может тянуться за ним до взрослого возраста, приводя к инфантильным всплескам необоснованной агрессивности с родителями, супругом (ой), собственными детьми. Поэтому важно понять, что "провокации" 3-летнего ребенка - это не злостное асоциальное поведение, это естественное проявление нормального развития ребенка. Другое дело - как обходиться в быту с этими проявлениями, которые подчас бывают изнурительными для всех окружающих?

  • Не пытаться настаивать жестко на том, чтобы требование родителей всегда соблюдалось. Если случай позволяет, можно и пропустить эпизод непослушания.

  • Перевести по возможности острую ситуацию в игровую - например, начать вести себя парадоксально: вместо ложки дать ему вилку, вместо носка - майку, вместо книжки - мячик и т.д. Можно прокомментировать это в духе "праздника непослушания" - как приятно, например, делать не то, о чем просят, а то, что хочешь.

  • Попробовать вести себя с ребенком парадоксально, побуждать его к тому или иному действию "от противного". Если вы хотите, чтобы он поел, скажите ему, поставив перед ним тарелку с супом: "Только не ешь ни в коем случае!". Если вы видите, что он "застрял" на пути к ванной, опередите его, сказав: "Не умываться же ты идешь!".

  • Но не принимайте этого совета за абсолютное руководство к действию. Как правило, девочки поддаются на такие уловки легче, чем мальчики. Обидчивые, впечатлительные дети могут реагировать чрезмерно эмоционально, доходя до слез - в этом случае тоже взрослым лучше не увлекаться педагогическим экспериментированием.

  • Имейте в виду, что есть несколько областей, где важно однозначно настоять на своем, даже при необходимости применить наказание - это все, что связано с безопасностью ребенка (острые предметы, лифт, высокая кровать, эскалатор и пр.).

  • И, наконец, не поддавайтесь на "провокации" ребенка сами, даже если чувствуете, что он пытается поссорить взрослых между собой. Пусть вы применяете разные воспитательные стили, самое неприятное осложнение детских проступков - это конфликты взрослых.


     Кризис 3 лет - это, конечно, проверка родителей на выносливость, зрелость. Но он быстро проходит, и будем утешать себя тем, что легче перенести невинные провокации 3-летнего, чем многие другие испытания, которые преподносят друг другу сами взрослые.



     11. Г. Кислица Что изменяется в отношении к миру у 3-летнего малыша, переживающего "кризис упрямства"?


     Прежде всего, не впадать в панику. Ваш ребенок, как и все прочие дети, переживает так называемый кризис периода упрямства. У разных детей он может начинаться в разное время, но, в общем, этот период проходит у детишек в возрасте от 2-2,5 до 5-5,5 лет. У девочек он, как правило, начинается раньше, чем у мальчиков и обычно проходит легче.
     vВ 2 - 2,5 года малыш начинает выделять себя как личность из окружающего его мира, его зависимость ослабевает, и ребёнок начинает осознавать свою автономность и самоценность. Именно с этого времени он вполне осознанно говорит "я", постепенно понимая, что "я - Коля" - это одно, а мама - это другое. У неё есть свои чувства, свои мысли, свои дела, свои желания. Они могут не совпадать с его, т.е. Колиными. Поэтому за какую-то невинную, с точки зрения малыша, шалость он вполне может получить нагоняй. Например, что плохого в том, чтобы бегать? Ведь это так приятно, так здорово! А бегать в магазине, лавируя между полками или в незнакомом дворе - это же ужасно интересно! А мама почему-то сердится и ругает мальчика, вместо того, чтобы порадоваться и побегать вместе с ним.


     Наверное, немало подобных мыслей проносится в головке ребёнка. Ведь он ещё только учится быть самостоятельным. Ребёнок наконец-то научился ходить, бегать, он может спрашивать, просить, выражать свои желания. Пусть это ещё не так ловко, как у взрослых, но для него-то это совершенно иные горизонты по сравнению с его недавним беспомощным детством. Естественно, что жажда познания, жажда жизни и открывшиеся новые возможности толкают малыша на бесконечное количество экспериментов. У него ещё нет наших взрослых знаний о мире и его опасностях, об обществе и его ограничениях. Он ещё только начинает их приобретать, сталкиваясь с реакцией взрослых на собственные действия. Поэтому ребёнок пробует все возможные варианты поведения. Ему нужно "на собственной шкуре" прочувствовать что можно - что нельзя, что хорошо - что плохо, что правильно, а что нет. Речь идёт не только о физическом восприятии. Мир эмоций и чувств так же открывается перед малышом в это время и надолго, порой на всю жизнь, определённые внутренние переживания, эмоции связываются с конкретными реакциями родителей.


     Период упрямства - закономерный и необходимый этап развития личности. Именно в это время у детей начинает формироваться воля. К этому возрасту дети уже не нуждаются в ежеминутной опеке взрослых. Их физическое и умственное развитие, овладение речью дают им новую степень свободы, которая проявляется в самостоятельности во многих делах и стремлении самим принимать решения и делать выбор. Поэтому так часто дети решительно отвергают помощь взрослых и открыто протестуют против тех требований, которые им не нравятся. Естественно, желания малыша далеко не всегда могут быть удовлетворены и не всегда они соответствуют требованиям его безопасности или общепринятых норм, поэтому нередко возникает конфликт закономерное явление в воспитании 3-летних детей.




Valid HTML 4.01 Transitional