Реципроктные отношения между адаптацией и утверждением Я в подростковом возрасте Адаптация человека к условиям жизни основана на взаимном изменении личности и ее окружения и, нередко, описывается как процесс, направленный на эффективное преодоление трудностей посредством успешного принятия решений, проявления инициативы, ответственности и способности к антиципации последствий принимаемых решений. Адаптация может осуществляться на самых разных уровнях взаимодействия организма и среды (биологическом, психофизиологическом, социальном и др.). Социальная адаптация - процесс эффективного взаимодействия с социальной средой, который сопровождается удовлетворением основных социогенных потребностей человека, оправдывающего ролевые ожидания группы, и проявляется в переживании состояния самоутверждения и свободы выражения творческих способностей. В кризисные моменты личностного развития разрешение человеком проблемы адаптации может рассматриваться в качестве одного из важных показателей преодоления им жизненных трудностей и мотивационных конфликтов. Особо проблемным периодом развития считается подростковый возраст. Характеристика подросткового возраста как периода неустойчивого развития личности встречается в работах, посвященных этой стадии жизни [12, 14, 17]. Серьезные соматические, гормональные, физиологические и иные конституциональные изменения нередко опережают адекватные психические и поведенческие реакции, приводя к дезадаптации личности. По сравнению с другими периодами развития адаптация подростка к новым условиям жизни имеет свои специфические черты, при этом общие признаки нормальности и адаптивности не изменяются [2, 4, 8]. 'Нормальность зависит от уровня энергии, степени контроля, способности к интеграции опыта и ┘ готовности встречать проблемы и трудности' [3, с.23]. С нашей точки зрения основными концептами адаптации являются - открытость опыту, уверенность, стабильность, контроль и коммуникабельность. Наряду с развитием способности подростка к адаптации усиливается стремление к самопрезентации, самопредъявлению и самоутверждению, т.е. к различным стратегиям Я. Самоутверждением называется стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение. В литературе [1] обсуждаются различные типологии самоутверждения личности. В частности Р. Альберти и М. Эммонс выделили три основных способа (типа) самоутверждения личности: 1) неуверенное поведение, для которого характерны ориентация личности на конформность, тенденция скрывать собственное мнение и сдерживать эмоциональные реакции, выбор неопределенных и невыразительных форм речевого общения; 2) ассертивное поведение как умение 'отвечать без заминки', говорить 'достаточно громко и естественным для себя тоном' [1, с. 18] 3) агрессивный стиль поведения как умение 'отвечать прежде, чем собеседник успел закончить свою мысль', громко говорить вызывающим тоном, смотреть на других свысока, пренебрежительно отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать), навязывать собственное мнение, быть чрезмерным в выражении чувств. Наряду с этой точкой зрения существует мнение [5, 10], что потенциально человек обладает разными стратегиями - неуверенной, конструктивной или доминантной, и лишь акцентуация одной из них может рассматриваться в качестве критерия отнесения человека к какому-либо типу самоутверждения - самоподавлению, конструктивному самоутверждению или доминированию. Цель настоящего исследования состояла в выявлении связи между различными стратегиями самоутверждения подростка - неуверенной, конструктивной, доминантной, - и особенностями адаптации - открытостью опыту, уверенностью, контролем, стабильностью и коммуникабельностью. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что неуверенная и доминантная стратегии утверждения Я либо не связаны с адаптивностью вовсе, либо имеют отрицательные связи с отдельными ее проявлениями. Выборка состояла из 97 подростков 12-13 лет (43 мальчиков и54 девочек). Методика. Применялся проективный метод 'Нарисуй человека' со стандартной инструкцией [3, 6, 7, 15, 18]. Выполненный рисунок человека (у мальчиков обычно - мужского пола, у девочек - женского) анализировался по следующим диагностическим показателям: 1 - цвет (1 балл - черно-белое изображение, 2 балла - фигура раскрашивается одним цветным карандашом, 3 балла - двумя и т.д.); 2 - размер фигуры (1 балл - 8-12 см, 2 балла - 13-20 см, 3 балла - больше 20 см), 3 - расположение фигуры на листе по вертикали (1 балл - расположение в верхней части листа, 2 балла - в середине листа, 3 балла - внизу листа); 4 - расположение фигуры по горизонтали (1 балл - слева от средней линии, 2 балла - в середине, 3 балла - справа); 5 - расположение рук относительно тела (1 балл - руки свободно отведены от тела, 2 балла - расположены вдоль тела, 3 балла - руки спрятаны за спиной или в карманах, 4 балла - руки отсутствуют); 6 - прорисовка рук (1 балл - прорисованы руки, кисти рук, пальцы, 2 балла - руки изображены схематично, пальцы соединены в кисть, 3 балла - руки изображены без кисти, 4 балла - руки отсутствуют); 7 - дифференцированность фигуры (1 балл - хорошо прорисованы все части тела, 2 балла - голова прорисована лучше, чем туловище, 3 балла - туловище прорисовано лучше, чем голова, 4 балла - нарисована только голова); 8 - прорисовка ног (1 балл - ноги, ступни хорошо прорисованы, 2 балла - ноги нарисованы, ступни намечены, 3 балла - ноги не нарисованы или закрыты платьем); 9 - устойчивость фигуры (1 балл - устойчивая фигура, 2 балла - неустойчивая, слегка наклоненная, 3 балла - крайне неустойчивая, сильный наклон фигуры, отсутствие ног). Выделенные нами показатели являются операциональными единицами адаптивности личности: показатели 'расположение фигуры по горизонтали' и 'цвет' операционализируют конструкт 'открытость опыту'; показатели 'расположение фигуры по вертикали' и 'размер фигуры' - уверенность; показатели 'прорисовка ног' и 'устойчивость' - стабильность; показатель 'дифференцированность фигуры' - контроль и показатели 'положение рук' и 'прорисовка рук' - коммуникабельность. Для диагностики стратегий утверждения Я применялся опросник 'Стратегии самоутверждения личности', который позволяет оценить способы самоутверждения личности по пяти параметрам: умение отказывать в просьбе (шкала 1 - 8 утверждений); общее самоутверждение: умение обратиться с просьбой, попросить о помощи в 'сервисных' ситуациях (шкала 2а - 6 утверждений) и выражение негативных чувств и мыслей (критика, недовольство, гнев) (шкала 2b - 8 утверждений); выражение положительных чувств (радости, сочувствия) (шкала 3 - 8 утверждений); инициация социального общения (шкала 4 - 6 утверждений). Для статистического анализа результатов использовали ранговый коэффициент корреляции Спирмена, t - критерий Стьюдента. Анализ результатов
При анализе результатов мы исходили из того, что половые и возрастные особенности человека могут определять характер его социальной адаптации, поэтому предварительно вся выборка была разделена на подгруппы - подгруппу мальчиков и подгруппу девочек. Таблица 1
Связь между стратегиями самоутверждения и показателями адаптации в группе девочек (n = 54)
1 - неуверенная стратегия, 2 - конструктивная стратегия, 3 - доминантная стратегия, 4 - цвет рисунка, 5 - размер, 6 - расположение рисунка по вертикали, 7 - расположение рисунка по горизонтали, 8 - положение рук, 9 - прорисовка рук, 10 - дифференцированность фигуры, 11 - прорисовка ног, 12 - устойчивость фигуры. Все связи обнаружены при a?0.05. В подгруппе девочек выявлены связи (Табл. 1) между стратегиями утверждения Я и отдельными параметрами адаптации. Конструктивная стратегия отрицательно связана с расположением рисунка по вертикали и дифференцированностью фигуры, т.е. с низким уровнем уверенности (чем больше конструктивных стратегий, тем выше самооценка) и с уровнем контроля (чем больше конструктивных стратегий, тем выше контроль). Неуверенная стратегия положительно связана с дифференцированностью фигуры (чем больше неуверенных стратегий, тем меньше контроль), а доминантная - с расположением рисунка по вертикали (чем больше доминантных стратегий, тем выше уверенность). Подводя предварительные итоги можно сказать, что в поведении девочек 12-13 лет связь адаптивности со стратегиями утверждения Я проявляется только через показатели уверенности и контроля, причем, чем конструктивнее поведение, тем они выше. Конструкты 'открытость опыту' и 'стабильность' не связаны с самоутверждением девочки-подростка. Таблица 2
Связь между стратегиями самоутверждения и показателями адаптации в группе мальчиков (n = 43)
1 - неуверенная стратегия, 2 - конструктивная стратегия, 3 - доминантная стратегия, 4 - цвет рисунка, 5 - размер, 6 - расположение рисунка по вертикали, 7 - расположение рисунка по горизонтали, 8 - положение рук, 9 - прорисовка рук, 10 - дифференцированность фигуры, 11 - прорисовка ног, 12 - устойчивость фигуры. Все связи обнаружены при a?0.05. В подгруппе мальчиков (Табл. 2) связи между стратегиями самоутверждения и адаптивностью менее выражены, чем в подгруппе девочек. Конструктивная стратегия значимо связана с показателем 'цвет', т.е. с эмоциональностью, открытостью опыту (чем более конструктивно поведение мальчика, тем он менее эмоционален, более сдержан). Неуверенная стратегия также значимо связана с показателем 'цвет', но эта связь отрицательная (чем более неуверенно поведение, тем оно более эмоционально, импульсивно). Доминантная стратегия не обнаруживает значимой связи с показателями адаптации мальчика-подростка, т.е. он может быть доминантным в обоих вариантах - адаптивном и неадаптивном. В подгруппе мальчиков обнаружены связи двух стратегий утверждения Я - неуверенной и конструктивной - с показателями конструкта 'открытость опыту'. Связей стратегий утверждения Я с такими показателями адаптивности мальчиков как 'уверенность', 'контроль' и 'стабильность' выявлено не было. В целом по выборке были получены данные, которые подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что неуверенная и доминантная стратегии утверждения подростком своего Я либо вообще не имеют связей с показателями адаптивности, либо имеют с ней отрицательные связи. Однако эта гипотеза полностью подтвердилась лишь в группе девочек, и только частично - в группе мальчиков. Подобные половые различия могут быть вызваны тем, что развитие мальчиков и девочек имеет как общие, так и специфические черты, которые в нашем исследовании следует сформулировать в терминах адаптации и самоутверждения. Статистически значимые различия по показателям адаптивности и самоутверждения Я представлены в Таблице 3. Таблица 3
Сравнение показателей адаптивности и стратегий утверждения Я девочек и мальчиков.
Знак * указывает на статистически значимые различия Различия между мальчиками и девочками обнаружены по показателям коммуникабельности ('расположение рук', 'прорисовка рук') и показателям стабильности ('прорисовка ног', 'устойчивость фигуры'). В соответствии с этими данными девочки выглядят как более замкнутые, менее общительные и стабильные, чем мальчики. Обсуждение результатов Вопрос о том, как приспособиться к интенсивным жизненным изменениям и при этом остаться автономной, независимой, цельной личностью в той или иной мере возникает перед каждым человеком. В разные периоды жизни эта тема занимает то лидирующее, то второстепенное место в ряду других человеческих проблем. Особенность ее звучания в подростковом возрасте определяется многочисленными переменами, к которым девочка или мальчик не всегда бывают готовы, но перед необходимостью принятия которых они поставлены. В научных работах, выполненных в разных исследовательских парадигмах, задачи развития личности в этом возрасте формулируются в принятых для того или иного направления понятиях, при этом общий смысл этих задач практически не меняется. Это - переструктурирование Эго и формирование стабильной, интегрированной структуры характера; утверждение гетеросексуальной идентичности; ослабление привязанности к родителям. Подростки 12-13 лет, лишь за некоторым исключением, все относятся к раннему подростковому или даже к предподростковому возрасту, который характеризуется неадекватностью функционирования ранее принятых защит и адаптивных стратегий. Именно в этом возрасте отмечается начало интенсивных телесных изменений, сопровождающихся амбивалентными эмоциональными реакциями. Могут наблюдаться так называемые 'рост подвижности аффекта' и 'колебания настроения' [9], проявляющиеся либо в экстернализации эмоций, чрезмерной экспрессивности, либо в интернализации переживаний и замкнутости. Предположительно различия между подгруппами, полученные в нашем исследовании, отражают известную закономерность гетерохронного полового созревания мальчиков и девочек, ведь у последних половая зрелость происходит на два с лишним года раньше, чем у первых. Было показано, что для девочек (по сравнению с мальчиками) характерно снижение коммуникативных реакций и устойчивости. Они, согласно нашим недавним исследованиям, отличаются не только от мальчиков-сверстников, но и от девушек 16-18 лет 'и выглядят такими же эмоциональными и уверенными, но при этом более закрытыми, нестабильными, чрезмерно контролирующими себя и менее коммуникабельными' [11, с. 93]. Различия между мальчиками и девочками в соотношении показателей адаптации и стратегий самоутверждения, также могут быть следствием неравномерно происходящего полового созревания подростков, но, кроме того, и результатом несовпадения мужской и женской линии в развитии идентичности. У девочек были обнаружены связи между всеми тремя стратегиями самоутверждения и отдельными показателями адаптации. Конструктивные стратегии самоутверждения ассоциируются с уверенностью, высокой самооценкой и осуществлением контроля поведения и внутренних процессов. Неуверенная стратегия отрицательно связана с контролем, и актуализируется в тех ситуациях, где регуляция поведения либо не осуществима (экстремальные случаи), либо не важна (контроль осуществляет другая, более сильная фигура - родители или представители противоположного пола). Доминантная стратегия ассоциативно связана со сверхуверенностью, силой Эго, и может рассматриваться как адаптивная реакция в ситуации безусловного лидерства девочки. Показатели 'открытость опыту' и 'стабильность' не имеют значимых связей с утверждением Я, поскольку, в исследовании выяснилось, что именно они подвержены наибольшей подвижности в период перехода от детского возраста к подростковому. У мальчиков было выявлено меньше связей адаптивности с самоутверждением, что, по нашему мнению, объясняется как различиями в интенсивности полового созревания мальчиков и девочек, так и особенностями формирования мужской идентичности. Стабильность и общительность мальчиков указывают на сниженный уровень внутренней конфликтности и напряженности, обусловленные задержкой полового созревания этой подгруппы подростков по сравнению с подгруппой девочек. Наличие отрицательных связей конструктивного самоутверждения с показателями открытости опыту, и положительных связей того же показателя с неуверенной стратегией иллюстрируют наше предположение о специфичности мужского пути развития, цель которого состоит в развитии автономного, независимого Эго. Отсутствие связей доминантной стратегии самоутверждения с показателями адаптивности мальчика объясняется тем, что подобный способ самоутверждения может быть как позитивным, так и негативным. В целом можно сказать, что обнаружены связи между стратегиями самоутверждения и такими показателям адаптивности как 'открытость опыту', 'контроль' и 'уверенность'. Соотношений показателей стабильности и коммуникабельности со стратегиями самоутверждения личности не выявлено, и отсутствие этих связей при повторных исследованиях выборки может служить основанием для вывода о не значимости уровня общительности и устойчивости личности для ее утверждения в социуме. Литература
Харламенкова Н.Е., к.псх.н. |