ТЕМПЕРАМЕНТ.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
Часть 2.


Типология И.П. Павлова

     И.П.Павлов разработал типологию людей по соотношению функций коры и подкорки: мыслительный, художественный, смешанный.
     Мыслительный тип (1) (функционально преобладает кора, которая отвечает за вторую сигнальную систему - речь) - отвлечен от бытовых условий, оперирует с символами, имеет развитое абстрактное и логическое мышление, умеет прогнозировать.
     Художественный тип (2) (функционально преобладает подкорка, которая отвечает за эмоции, чувственное восприятие) - образный тип мышления, чувства для них главное, низкий порог восприятия, чувственное мировосприятие.
     Смешанный тип (3) - функции коры и подкорки уравновешены, черты смешанные.
     Ученики Павлова добавили в типологию гениальный тип (4) - в нем все функционирует гениально: и кора, и подкорка.


Темперамент
Исследования нервной системы

     Исследование НС у детей показало, что до 1 года у них преобладают возбудительные процессы над тормозными из-за незрелости коры, то есть преобладает действие симпатической НС над парасимпатической НС, отсюда повышенная моторика. Созревание коры, установление таламо-кортикальных связей и ассоциативных межполушарных связей осуществляется к 7 годам. Исследования Иванова-Смоленского детей 8-11 лет позволили установить тип НС по нейро-вегатативным показателям: частоте дыхания, пульсу, артериальному давлению, реакции фагоцитоза (иммунного ответа на введение антигенов). Введение гамма-глобулина увеличивает количество фагоцитов в крови. По времени реакции (от введения гамма-глобулина до реакции фагоцитоза) дети были разделены на четыре группы: у сильных безудержных реакция наступала через 30 минут, у сильных уравновешенных через 4 часа, у сильных инертных через 12 часов, у слабых через 24 часа слабо выраженная реакция. Дальнейшие исследования Иванова-Смоленского позволили составить типологию по соотношению процессов торможения и возбуждения:

  1. подвижный тип - положительные (возбудительные) и тормозные временные связи образуются легко;

  2. инертный тип - как положительные, так и отрицательные связи образуются медленно;

  3. возбудимый тип - положительные связи образуются легко, а тормозные медленно;

  4. тормозный тип - положительные связи образуются медленно, а тормозные легко,


Функциональная асимметрия полушарий


     Работы ученых по функциональной асимметрии мозга показали, что левое полушарие аналитическое, осуществляет ряд последовательных операций, что позволяет формировать последовательную, внутренне непротиворечивую картину мира, которую легко закрепить в словах. Левое полушарие отвечает за оперирование вербально-знаковой информацией (словами, числами) - чтение, счет. Чувствительный центр речи Вернике у правшей и большинства левшей находятся в левом полушарии. Правое полушарие - отвечает за пространственно-образное и интуитивное мышление, оперирование образами, ориентацию в пространстве, различение тона и тембра звука, мелодий, распознавание сложных объектов, продуцирование сновидений. Правое полушарие симультанное и синтетическое, позволяет схватывать одновременно всю информацию о внешнем мире.


     Для примера приведем исследования асимметрии полушарий.

  1. Метод Вада. В левую сонную артерию вводят сильное снотворное (барбитурат), это "отключает" левое полушарие на 1-2 часа. Указание испытуемому: поднять правую руку. Если он выполняет указание, то центры речи находятся у него в правом полушарии.

  2. Опыты Р.Сперри с тахистоскопом: изображение предмета может быть спроецировано во внутреннее зрительное поле левого или правого глаза. Информация от внутреннего поля левого глаза поступает в правое зрительное поле и наоборот (хиазма - перекрест зрительных нервов). Указание: назовите предмет, который вы видите.

  3. Метод дихотомического прослушивания: воспроизводить пары цифр, слова, которые одновременно подаются в левое и правое ухо (информация разная в каждое ухо). Наблюдается "эффект правого уха" для правшей: из-за перекреста слуховых путей вся информация из правого уха сразу поступает в левое полушарие, где расположен центр речи Вернике.


     Трудности приспособления возникают у левшей с центром речи в левом полушарии.


Исследования свойств темперамента в отечественных школах


     Исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, показали, что прежде всего необходимо сосредоточиться на изучении отдельных свойств нервной системы: зная свойства нервной системы, их количество и устойчивые вариации, можно установить структурную организацию (тип) темперамента. Согласно Б.М. Теплову, темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся в эмоциональной возбудимости, большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувств вовне, быстроте движений, общей подвижности человека.
     В.Д. Небылицын предлагал выделять три ведущих компонента темперамента: первый характеризует общую психическую активность индивида (эффективность освоения и преобразования внешней действительности, самовыражение), второй - его моторику (двигательный и речедвигательный аппарат - их динамические качества быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и др.), а третий - эмоциональность (особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.
     Они рассматривали такие свойства нервных процессов:

  • лабильность (легкость образования процессов возбуждения и торможения, о которых можно судить по скорости выработки условных рефлексов);

  • динамичность (скорость возникновения и прекращения нервных процессов, сила, ритм, амплитуда и др.).

     Б.Г. Ананьев относил к темпераменту те индивидуальные особенности организма, которые определялись деятельностью двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата.
     В настоящее время в России проводятся дальнейшие исследования темперамента.
     В.С. Мерлин рассматривает темперамент как особый "психодинамический" уровень в структуре интегральной индивидуальности. Под темпераментом он понимает "энергетическую" характеристику психических свойств. В качестве основных психологических характеристик темперамента выступают: эмоциональная возбудимость и эмоциональная стабильность, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность, реактивность непроизвольных движений (импульсивность), активность волевой, целенаправленной деятельности, пластичность-ригидность, резистентность и субъективация.
     В.М. Русалов развивает концепцию общих свойств нервной системы как основных детерминант индивидуально-психологических различий. В лаборатории института психологии РАН под его руководством были сформулированы следующие критерии темперамента:

  1. Темперамент не зависит от содержания, мотива деятельности и цели поведения (стилевого аспекта поведения), и отражает их формальный аспект.

  2. Темперамент характеризует типичную для индивида меру энергетического напряжения при взаимодействии с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой),и имеет эволюционное значение

  3. Темперамент универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности.

  4. Темперамент проявляется уже в детстве (у эмбриона на 3 неделе внутриутробного развития) и наследуется чаще по материнской линии.

  5. Темперамент устойчив в течение длительного периода жизни (25% генетическая детерминанта и 75% родительское воспитание, среда общения).

  6. Темперамент высоко коррелирует с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и др.).


     Накопленный в лаборатории обширный фактический материал показал недостаток гуморальных, телесных и существующих нервных теорий темперамента, поскольку в качестве основания темперамента как целостного психологического образования берется не вся биологическая подсистема человека, а лишь та или иная ее составная часть, каждая из которых сама по себе не обладает необходимыми и достаточными для этого свойствами. Показано, что темперамент испытывает непосредственное влияние со стороны всей биологической организации человека в целом. Для анализа биологической системы человека В.М. Русалов выдвинул концепцию общих и частных конституций организма человека. Общая конституция рассматривается как совокупность всех частных конституций, т.е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате. В лаборатории используется функционально-системная концепция П.К. Анохина об интегративной деятельности мозга, которая рассматривается как новейший этап в развитии учения И.П. Павлова. Проанализировав сложную архитектуру функциональной системы, удалось выделить четыре функциональных блока: афферентный синтез, программирование, исполнение, сличение результатов реального действия с акцептором результатов действия. Таким образом, удалось раскрыть механизм функционирования важнейших параметров темперамента, понять единство целостных свойств темперамента:

  • побуждения (афферентный синтез),

  • действия (блоки программирования и исполнения),

  • переживания (блок сличения как результат рассогласования реального результата с акцептором результата действия).

     В процессе исследований было установлено, что в структуре психической активности существуют три относительно независимых компонента:

  • эргичность (выносливость), которая соответствует афферентному синтезу и характеризует меру напряженности процесса взаимодействия человека-субъекта с предметной средой, с другими людьми и с собой,

  • пластичность, соответствует блоку программирования, в которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ поведения на другие,

  • скорость, соответствует блоку исполнения, характеризует уровень координации всех подсистем организма и отражает как быстро протекают психические процессы.

     В структуре эмоциональности был выделен только один фундаментальный параметр - порог чувствительности к несовпадению реального результата действия с акцептором результата действия, в котором отражается основное свойство эмоциональности - впечатлительность, ранимость. Все остальные эмоциональные характеристики (радость, гнев, печаль, страх) являются производными сочетаниями различных уровней активности и высокого порога эмоциональной чувствительности. Гнев - высокой психической активности и низкого эмоционального порога, страх - низкой психической активности и низкого эмоционального порога и т.д.
     Выделенные четыре свойства темперамента могут отличаться в зависимости от сферы проявления темперамента: психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной. Максимальное число шкал темперамента - двенадцать.
     Сопоставление выявленных свойств темперамента с индикаторами общих свойств нервной системы показало, что индивидуальный темп (скорость) поведения положительно коррелирует с уровнем пространственно-временной синхронизации ЭЭГ-процессов. Пластичность поведения положительно связана с вариабельностью вызванных потенциалов. Эргичность (выносливость) сопряжена с уровнем энергии медленных ритмов ЭЭГ.


Опросники для определения типа темперамента


     Для определения типа темперамента используются тесты-опросники. Широко распространенными являются опросник Я.Стреляу (РТS - Павловская структура темперамента), опросник В.М.Русалова (ОСТ - опросник структуры темперамента), личностный опросник Г. Айзенка.
     В Варшавской школе под руководством Я.Стреляу выделяют семь свойств темперамента:

  • живость (обнаруживается в скорости реакции на стимулы и в темпе осуществления той или иной деятельности),

  • упорство (выражается в продолжительности поведения, настойчивости, в числе повторяющихся поведенческих реакций после прекращения стимуляции),

  • подвижность (проявляется в способности реагировать быстро и адекватно на изменения стимулов),

  • сенсорную чувствительность (обнаруживается в способности реагировать на стимулы очень низкой интенсивности),

  • выносливость (проявляется в тенденции предпринимать действия с высоким уровнем мотивации),

  • эмоциональную реактивность (проявляется в интенсивности эмоциональных реакций на стимулы).


     Английский психолог Г.Айзенк считает, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Экстравертированный тип личности ориентирован на мир внешних объектов, а интровертированный тип - на внутренний мир. Экстравертам свойственна общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (и малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присуща необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения в социальной адаптации. Высокий балл по шкале "экстраверсия-интроверсия" соответствует более высокому порогу активации ретикулярной формации, а низкий балл - более низкому порогу. Таким образом, "экстраверты" испытывают более низкую, а "интроверты" более высокую активацию в ответ на экстероцептивные раздражители.
     Второй фактор - нейротизм - описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптивностью, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагается между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению). Определенному уровню нейротизма соответствует определенный уровень активации в лимбической системе: повышенная эмоциональная нестабильность является результатом более высокой реактивности в ответ на события во внутренней среде организма, а эмоциональная устойчивость, наоборот, результат более низкой реактивности.
     Вывод о том, что экстраверты только лишь подвижны и возбудимы, эмоционально устойчивы и высокоприспособляемы, интроверты заторможены и инертны, склонны к нейротизму, нестабильны и дезадаптивны - выглядит излишне упрощенным и недостаточно прогностичным. Необходимо еще обязательно учитывать и ситуационные характеристики. В ситуациях со слабыми стимулами более адекватным будет поведение человека с меньшей эмоциональной стабильностью и интровертированностью, поскольку именно он проявляет столь необходимую здесь психологическую чувствительность. Стабильный экстраверт в подобных ситуациях может проявлять раздражение, переходящее в агрессию, ибо он не ощущает слабых, но значимых воздействий и не понимает причин своего несоответствия обстоятельствам. Однако экстраверт более адаптивен в "сильных средах" (напряженных условиях), в которых интроверт легко впадает в депрессию, вызванную нервным истощением и запредельным торможением.
     Уровень нейротизма положительно коррелирует с уровнем конфликтности.
     Результаты теста-опросника Айзенка можно использовать при анализе "нижних", т.е. конституциональных, уровней супружеской совместимости.
     Пример: Тип темперамента влияет на характер общения между партнерами. Менее конфликтны флегматики и меланхолики, но их совместная деятельность непродуктивна. Трудно совместимы, высоко конфликтны два холерика, так как оба стремятся к лидерству. Сангвиник и холерик также конфликтуют в борьбе за лидерство. Холерик подавляет меланхолика, что приводит к повышению уровня внутриличностной конфликтности у меланхолика. Наиболее оптимальное сочетание темпераментов флегматик и сангвиник, а также флегматик и холерик.
     Зная свой тип темперамента, можно:

  • строить взаимодействия с людьми, учитывая свои особенности и особенности партнера,

  • подобрать подходящую деятельность.


     Основная литература


  1. Ю.Б.Гиппенрейтер "Введение в общую психологию" - М: 1996

  2. Е.А.Климов "Индивидуальный тип деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы, - Казань, 1969

  3. Э.Кречмер "Строение тела и характер"

  4. А.В. Либин "Дифференциальная психология" - М: изд.СМЫСЛ, 2000

  5. Р.С.Немов "Психология" - М: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999

  6. В.Д.Небылицын Психофизиологические исследования индивидуальных различий, - М: 1982

  7. В.М.Русалов Биологические основы индивидуально-психологических различий - М, 1979

  8. Учебник "Психология" под о/ред. А.А.Крылова - М: ПРОСПЕКТ, 2000

  9. Справочники "ИНФРА-М" "Современная психология" - М: ИНФРА-М, 1999


Рупчева И.В.,

психолог.




Valid HTML 4.01 Transitional