Эмоциональное развитие учащихся на уроках психологии

     Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются "индикатором" состояния ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
     Маленькие дети часто находятся в "плену эмоций", поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного роста и развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
     Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.
     Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. Поэтому задачи занятий - научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
     Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
     Проводимые занятия являются частью большой экспериментальной работы внедрению герменевтического подхода в процесс обучения, осуществляемый в школе "1108 ЮЗУО г. Москвы, и проводимые мною в течение последних лет на базе школы исследования по вопросу социализации школьников.
     Герменевтика - древнейшая наука о толковании письменных источников. Это - прежде всего, знание о языке. Естественный язык является социальным продуктом. Это полная и открытая система передачи информации. Человек овладевает им с детства, живя в обществе, общаясь познавая окружающий мир, расширяя свой кругозор. Язык выступает не только как средство коммуникации, но, прежде всего, как средство передачи знаний о внешнем мире. Языковое понимание необходимо рассматривать как один из аспектов понимания культурно-исторических особенностей окружающего мира. Естественный язык, по сравнению с языком науки, имеет полисемию - свойство слов иметь более чем более чем одно значение. Однако в реальной жизни ученики имеют крайне ограниченный запас словарных значений. Занимаясь с учащимися 2-3 классов по программе эмоционального развития, я на практике вижу, какие трудности испытывают учащиеся, подбирая синонимы к определению эмоционального состояния человека, как непросто его описать, особенно в письменной форме. В то же время разнообразные виды работ на этих занятиях позволяют каждому ребенку войти в сложный мир человеческих эмоций, дать им словесное наименование и прожить определенное эмоциональное состояние. Все это позволит школьникам создать свой собственный "эмоциональный фонд", с помощью которого они смогут в словесной форме выразить свое и чужое эмоциональное состояние.
     Работа с языком позволяет учащимся осмыслить объективные знания об окружающей среде, что позволит им безболезненно, в ходе своего личностного роста социально адаптироваться к обществу через принятие и понимание норм, ценностей, правил общения.
     Герменевтическое направление в обучении и психологическая программа по эмоциональному развитию школьников позволит целенаправленно работать над социальным развитием детей. А социализированный ребенок способен эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, ориентироваться в социальных ситуациях, выбирать адекватные способы поведения и общения, принятые в данном обществе.


Дунаева О.Г.




Valid HTML 4.01 Transitional