СЧАСТЬЕ КАК ВНЕШНЕЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

     Согласно еще одному представлению, счастье заключается во внешнем благосостоянии, т.е. в достатке. Но всякий ли достаток способен принести счастье? Ведь для кого-то это может быть вариантом "золотой клетки". И к тому же остается открытым вопрос, любым ли образом добытое богатство может стать ключом к счастью?
     Конечно, от достатка не следует отказываться, так как в нужде труднее чувствовать себя счастливым. Но богатство не принесет счастья тем, у кого за душой нет ничего, кроме жажды наживы, у кого нет иной радости, как перещеголять других. К этому можно добавить, что не само по себе богатство делает человека счастливым, но "богатство, праведно нажитое и не обременяющее". (Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М., 1998. - С. 299), которое может являться сопутствующим счастью благоприятным стечением обстоятельств.
     С богатством тесно соседствует власть, которую также многие считают счастьем. Но в любом поклонении обретается несвобода. Так, власть имущий и зависимый от него, не отделимы и не свободны друг от друга, так как в противном случае (и при данном понимании счастья) теряется смысл такого состояния счастья. Поэтому господин не может быть "счастливым" без поклонения ему других. А предпочитающий облегчить свою душу от бремени ответственности в свободе (а стало быть, и свободе духа), преклонившись пред кем-то, так же потеряет "свое" счастье, расставшись с предметом поклонения. К тому же, с точки зрения христианской религии и европейской философской этики, в несвободе, зависимости и закрепощенности - несчастье. Недаром, Иисус однозначно противопоставлял "счастье как высшее благо" могуществу власти, и беспечности, добровольно принятой подвластности. (МФ., 4:1 - 11).
     Тем не менее именно христианские философы и теологи ввели в обиход пожалуй самое интересное понятие счастья, обещая его тем, кто безропотно принимает сложившиеся нормы морали, власть (ибо она идет от Бога) и все, чему следует поклоняться примерному христианину. Это счастье - поклонение власти и Богу, позволяющее приносить в жертву временные неудобства ради будущего блаженства в загробном существовании. Подобное счастье может быть заслужено путем отречения от мирских благ, разнообразных обетов, обретения в "свободе веры", посвящая свою жизнь служению другим. Подобная трактовка "ухода в более совершенный и счастливый" мир молитв и служения давал возможность многим людям добиваться большой власти, поскольку монастыри владели довольно большими богатствами. Это тоже был своеобразный путь к счастью - через достижение власти над душами людей.
     Таким образом, можно сказать, что приведенные выше мнения о счастье не являются счастьем сами по себе. Наоборот, "действительное счастье возможно при том непременном условии, что человек приучил себя быть независимым, насколько это возможно, от внешних благ, и находить радость и удовольствие в приближении к высшему благу". (Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М., 1998. - С. 302).

Брилинг Елена Евгеньевна, психолог, Требина Тамара Михайловна - 2005 год
briling@psilib.ru


Valid HTML 4.01 Transitional