Школьные годы.
Часть 3.

     37. А. Потапова. Предстоит серьезный разговор с учительницей, которая не любит моего ребенка. Что и как говорить?
     Это ответственное мероприятие с точки зрения его последствий для ребенка: ведь школьники - существа зависимые, и к такому разговору нужно хорошо подготовиться, чтобы не изменить ситуацию к худшему. В первую очередь вам надо разобраться в том, что вы хотите сказать учительнице, чего хотите от нее добиться. Составьте для себя список вопросов, которые вы хотите задать, прикиньте, в чем могут обвинить вашего ребенка. Выясните, как вы относитесь к этим ситуациям, в чем ваш ребенок виноват, а в чем - нет, каковы настоящие причины того, что у вашего ребенка не все в порядке с учебой или поведением в школе, как вы относитесь к учительнице сами. Возможно, в проблемах вашего ребенка есть и ваши недоработки, подумайте, как можно это исправить, что вы для этого можете сделать сами, а в чем вам нужна помощь. Нужно быть готовым к любому повороту событий и к любому отношению учителя к вашему ребенку. Вы в любой ситуации на его стороне, и защищаете его. Вы ищете способы помочь ему.
     Однако нужно (хотя бы искусственно) настраивать себя на мирные переговоры. Вы не должны быть агрессивны, напуганы или обижены, все это ослабит эффект беседы. Вы пришли за советом к компетентному человеку, который может помочь вам и вашему ребенку. Априори вы уверены, что учительница может полюбить вашего ребенка. В конце концов, любого человека можно расположить к себе. Да и дети, с другой стороны, способны вывести из терпения даже собственных маму с папой.
     Перед всеми родителями встают вопросы: "Как следует относиться к школьным отметкам?", "Как реагировать на мнение учителя о своем ребенке?", и т.п. Обычно ответы на эти вопросы и реакция на вызов в школу или необходимость побеседовать с учителем определяются полуосознанным и полузабытым школьным опытом самих родителей. Фигура учителя для многих взрослых продолжает оставаться символом контроля и источником тревожности. Родители бессознательно относятся к оценке ребенка учителем и к отметкам в дневнике, как к оценке их родительской успешности. Наибольшие страхи перед школой испытывают родители, которые сами имеют проблемы эмоционально-психологического характера в отношении власти как таковой, различных форм подчинения и доминирования в мире взрослых. Учитель воспринимается в первую очередь как властьимущий.
     На самом деле это в большой степени не так. Родитель, боящийся учителя, усваивает особые навыки психологической самозащиты вместо защиты собственного ребенка. Эти навыки часто предъявляются в форме "педагогических рекомендаций" (по существу - опасных), например: "Родители всегда должны поддерживать учителя, чтобы не ронять его авторитет". Или: "Если мы будем защищать своего ребенка, он никогда не научится защищать себя сам". Взрослый человек, испытывая страх перед учителем, делает ребенка ответственным за свою самооценку: "Только от тебя зависит, будет мне стыдно, или нет. Ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания". Эта точка зрения имеет чрезвычайно распространенный характер и, по сути, является передачей ответственности от взрослого к ребенку: "Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было стыдно, чтобы я не чувствовал себя плохим родителем". Ребенок при таком подходе вынужден нести бремя двойной ответственности: и за себя, и за эмоциональное состояние родителя.
     Если вы испытывает страх перед "походом" к учителю, попробуйте мысленно представить своего ребенка сидящим рядом с вами. Это поддержит вас в качестве его защитника и позволит вам в большей степени чувствовать себя взрослым, родителем, а не нахулиганившим школьником.
     vРодителям, испытывающим "школьные страхи", не следует забывать, что учитель, так пугающий их, сам тоже многого боится - ведь и его проверяют и контролируют, регулярно требуя отчета об успеваемости детей, причем как образовательные инстанции, так и сами родители учеников. Всем хочется, чтобы дети получали много хороших отметок. И это связано с природой школы как социального института. Не секрет, что школа предоставляет ребенку массу возможностей утратить интерес к познанию. Школьные учителя очень несвободны в выборе собственного педагогического стиля, они связаны программами, и в этих условиях нередко бессознательно стимулируют подмену интереса к познанию у детей поведением, создающим видимость напряженного образовательного процесса. Т.о., усвоение остается формальным.
     Оценка работы учителей идет в основном по критерию успеваемости. Тем самым учителя подталкиваются к достижению результативности усвоения любой ценой, в том числе и через возбуждение страха и тревожности у детей. Это не противоречит задачам школы как системы принудительной передачи знаний детям. Чтобы мир взрослых мог воспроизвести себя, ребенку полагается овладеть знаниями и средствами, необходимыми для этого. Что же делать в этой сложной ситуации родителям?
     Критерий различения "плохого" и "хорошего" учителя весьма прост: хорошему учителю не нужен ваш собственный страх и страх ваших детей для того, чтобы их чему-то научить. Плохой учитель чувствует свою слабость и страх в противостоянии обезличенному знанию или обезличенным социальным требованиям. Чтобы освободиться от своего собственного подавленного страха, он передает его вашим детям и вам самим. Его процесс обучения включает в себя возбуждение у детей страха как необходимый компонент.
     Если вы предполагаете, что учитель вашего ребенка относится ко второй категории, тогда представьте, что он вас боится больше, чем вы его. Его нужно поддержать, дать ему уверенность, что вы считаете его неплохим учителем. Если же вам повезло и ваш учитель скорее стремится заинтересовать учеников, чем напугать, если он видит в каждом своем ученике личность, то разговор с ним может быть очень полезным. В любом случае разговор с учителем с позиции испуганного и защищающегося, или испуганного и нападающего, не приведет к достижению результата - от вашего разговора с учителем вашему ребенку станет только хуже.
     Наилучшей позицией в разговоре может быть такая: проблемы уже возникли, конечно, надо понять причины их возникновения, надо наказать виновного, но самое главное - искать выход, наименее травматичный для ребенка, и наиболее приемлемый для вас и учителя. Если вы доброжелательны, спокойны, уверены в себе, видите в учителе человека, способного помочь вам и вместе с вами помочь вашему ребенку, результат вашей беседы с учителем будет положительным.

     38. А. Потапова. Мой ребенок целыми днями при бабушке сидит за уроками, мечтает, но до моего прихода с работы ничего так и не может сделать. Я прихожу уставшая, весь вечер уходит на уроки. Без крика не обходится. Это он тупой или я плохо его воспитываю?
     Часто такая ситуация наблюдается, если у ребенка не сложился интерес к учебе, не сформированы учебные навыки и умения, не развиты волевые процессы. Возможно, ребенку не хватает родительского внимания и поддержки. Еще одной причиной такого поведения может быть высокий уровень тревоги ребенка перед школой и родителями, страх наказания и страх неудачи. В ответ на сильное чувство тревоги, особенно если оно вызвано напряженной эмоциональной атмосферой, ребенок использует стратегии, называемые механизмами защиты. Защитный механизм - это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу. Все мы в повседневной жизни используем те или иные защитные механизмы, чаще всего бессознательно. Стратегий много.
     "Уход" - самая прямая из всех возможных защит. Человек просто уходит из ситуации, физически или мысленно. Так, малыш, вместо того, чтобы делать задание по математике, сидит и мечтает о чем-то своем. Математика и так ему дается с трудом, а уж после двойки и выговора учительницы, в страхе перед руганью дома, ребенок и вовсе не может сосредоточиться, не может заставить себя прочитать задачу и вникнуть в смысл. Ребенок уходит из травмирующей ситуации, либо забывая о ней, либо представляя себя отличником и в мечтах блестяще решая все задачи.
     Упреки и давление на него ситуацию не улучшат. Представьте: вы в который раз объясняете, как решить задачу, а он упорно не понимает. У вас уже нет сил сдерживаться, и вы начинаете раздражаться. Он чувствует ваше раздражение, пугается и понимает еще меньше, начинает плакать. Времени и нервов потрачено много, задача не решена, ребенок испуган, вы ему наговорили много неприятного по поводу того, что он тупой, что ему одна дорога - в дворники, отношения от этого не улучшились. И самое главное - у ребенка появилась уверенность в том, что он тупой и что у него в жизни ничего не получится. Конечно, за один раз самооценка не складывается, но если такая ситуация происходит изо дня в день, то результат будет лучше.
     Ваш ребенок к вашему приходу не делает домашнего задания ни по одному предмету или все же у него что-то сделано? Посмотрите, с чем он может справиться самостоятельно, а в чем ему нужна помощь. Тогда договоритесь с ребенком, что он берет на себя. Если без вас ребенок не может сделать ничего, то следует разобраться, не слишком ли сложную школу вы для него выбрали.
     Если учитель считает, что все в порядке, что ребенок справляется, то, возможно, для вашего ребенка не существует другого способа добиться вашего внимания, как с помощью совместного делания уроков. Ему может просто не хватать вашего участия и заботы, и он добывает их так, как может. Вероятно, вы, приходя с работы, интересуетесь только фактической стороной школьных проблем, оценками и тем, что написано в дневнике. Возможно, вам не хватает времени и желания поговорить и подбодрить? Тогда реакция вашего ребенка закономерна. Мама реагирует только на уроки - значит, с ней надо контактировать по поводу уроков.
     Чтобы выйти из порочного круга крика и страхов, необходимо менять стратегию поведения и отношение к учебе в первую очередь родителям. Однако наблюдается, к сожалению, и общая тенденция к инфантилизации современных учеников, в силу чего все чаще и чаще родители вынуждены помогать с учебой не только школьникам, но и своим детям-студентам. Так что не форсируйте самостоятельность своего чада с риском для его психики - уж лучше набраться терпения и вспомнить что-то давно забытое!




Valid HTML 4.01 Transitional