Работа с ребенком начинается с того момента, в котором он находится здесь и сейчас в кабинете психолога. Непосредственный контакт с ребенком и впечатления, возникающие в процессе данного конкретного взаимодействия с ним, имеют преимущество перед ранее услышанным о ребенке, и даже перед диагностическими данными.
Ребенок должен получить шанс быть увиденным и понятым с новых сторон, это само по себе дает возможность и мотивацию к изменению, выход на собственный психологический ресурс.
Психолог становится для ребенка и его родителей справедливым и беспристрастным участником взаимодействия, радеющим за всех и особенно за него.
Ключевым моментом для завоевания доверия ребенка становится первая встреча. Психолог должен предложить родителям повторить свой запрос и свои жалобы в присутствии ребенка, когда они придут на прием.
Для ребенка это чрезвычайно важно, так как таким образом удается защитить его от мучительных сомнений и пугающих фантазий по поводу того, что родители обсуждают за закрытой дверью. Важно не допускать, чтобы ребенок дожидался в приемной, пока родители общаются в кабинете. Все что им нужно сказать, должно говориться в присутствии ребенка. Таким образом, психолог, помимо вышесказанного, получает возможность наблюдать реакцию ребенка, оценить динамику взаимодействия родителей и ребенка, выслушать все стороны. Психолог не говорит с ребенком с высока, не игнорирует его, не относится к нему пренебрежительно и не ведет себя так, как будто ребенок всего лишь предмет обсуждения. Не следует особенно беспокоиться, если ребенок во время первой встречи не хочет разговаривать или поверять нам свою точку зрения. Важно лишь то, чтобы он услышал, что о нем говорят родители, хорошо рассмотрел психолога, поверил в его искреннюю заинтересованность и уважение. Кроме того, очень важно прерывать рассказ родителей, чтобы обратиться к ребенку и узнать его мнение по поводу сказанного, согласен ли он с мнением родителей, считает ли он это проблемой, и вообще, понимает ли он о чем идет речь (в частности трудные "взрослые" слова и обороты).
Психологу необходимо совершенно отчетливо показать, что он понимает обеспокоенность родителей или преподавателей каким-то аспектом поведения ребенка, но в тоже время должно быть ясно, что психолог не обязательно воспринимает сказанное как установленный факт. Кроме того, следует уточнить, чья же это проблема. Если ребенок согласен с тем, что проблема существует, психолог должен знать об этом. Если же ребенок с этим не согласен, психолог ясно дает понять, что принимает это во внимание. Возникшая проблема может быть проблемой школы, родителей, но не его собственной. Осознание этого факта родителями приносит ребенку большое облегчение.
Иногда первое занятие целиком посвящается разбору представленной проблемы - сначала с родителями, а затем наедине с ребенком. Открытое обсуждение проблемы представляется глубоко целесообразным. В конце концов, ко времени встречи все уже знают, для чего собрались, и почему бы открыто в этом не разобраться. Это может показаться странным, но в некоторых семьях проблемы предпочитают не выносить на обсуждение, скрывать до какого-то "волшебного момента" или ждать когда "все само собой образуется". Часто сам факт разрешения на открытое обсуждения той или иной проблемы приносит значительное облегчение всем и само по себе является целительным.
После того как проблема выявлена, психолог просит родителей подождать в приемной. На этом этапе ребенку следует рассказать, что психолог здесь для того, чтобы помочь ему справиться с трудностями, найти общий язык с родителями и т.д. Также следует рассказать, что в процессе занятий будет много интересного, игр, рисования, а также будет возможно поговорить о том, что волнует, пугает, о чувствах. Формальная диагностика во время первой встречи с ребенком представляется не особенно уместной, так же как попытка собрать полную и исчерпывающую информацию о ситуации и ребенке. Предпочтительнее узнавать ребенка постепенно, поскольку в процессе занятий информация поступает в значимом контексте.
Так как проекция представляет собой единственный путь, посредством которого ребенок выражает себя, большинство методик построены на использовании проекции. Ребенок рисует картинку или рассказывает историю и на первый взгляд может показаться, что они не имеют никакого отношения к самому ребенку и его жизни. Они "отдалены", безопасны и веселы. Однако, зачастую, это единственный способ получить доступ к внутреннему миру ребенка, его переживаниям, видению себя и мира. Все это ценный материал, с которым следует обращаться очень бережно. Для того, чтобы прикоснуться к внутреннему миру ребенка посредством продуктов его творческого проецирования можно использовать и структурированные методики (например, "Нарисуй человека", "Несуществующее животное"). Однако большее доверие вызывают инструкции более Свободные (например "нарисуй что-нибудь" и т.д). Чтобы ребенок ни изображал, если он доверяет вам и настроен на общение, все это будет чрезвычайно диагностически полезно и откроет пути к эффективной терапии. Кроме того, просто наблюдая ребенка в процессе рисования и любой другой творческой деятельности, можно получить порой даже больше информации, чем, интерпретируя результаты его тестов. То как ребенок рисует, может указывать на то, каков он в жизни, как воспринимает что-то новое или на то, что он чувствует в данный момент, находясь с психологом. Важно не спешить объяснять поведение и природу затруднений ребенка, основываясь на первых впечатлениях от его творчества, так они могут быть обманчивы в силу своей ситуативности. Кроме того, зачастую более важных результатов удается достичь, следуя за намерениями ребенка, чем если пытаться заставить его делать то, что запланировано. Также весьма ценно зачастую, предоставление ребенку возможности одерживать победу во взаимодействии с психологом.
Основными принципами в процессе работы должны быть следующие:
- начинать там, где находится ребенок;
- оставаться с ним;
- принимать во внимание его сигналы;
- быть внимательным к происходящим в нем процессам и к его (а не своим) интересам,
- возвращать его к самоосознанию вновь и вновь; предоставляя ему возможности разнообразной творческой активности и анализируя ее результаты.
Многие дети, в особенности маленькие, вовсе не обязательно стремиться вербализовать свои открытия и осознание всех "что" и "как" своего поведения. Зачастую складывается впечатление, что достаточно выявить скрытые мотивы поведения или блокированные чувства, которые мешают процессу эмоционального роста. Таким образом, задача психолога заключается в том, чтобы предоставить детям средства, которые позволят открыть все окна и двери в их внутренний мир. Необходимо использовать методы, позволяющие детям выражать свои чувства, чтобы с ними вместе работать над этим материалом. Таким путем ребенок может завершить незавершенные ситуации, обрести возможность выбора и облегчить ношу, которая с годами становится все тяжелее, по мере того как идет время.
Следует обратить особое внимание на сопротивления детей в процессе терапии. Прежде всего, следует принимать отказ ребенка от чего-либо в процессе работы всерьез. Важно дать ребенку понять, что психолог уважает его сопротивление, и, тем не менее, мягко, но настойчиво и последовательно пытаться проникнуть через него шаг за шагом. Один из приемов состоит в том, что психолог сам выполняет то, что предлагает сделать ребенку и делает это максимально честно, без страха обнаружить собственную историю или слабость. Однако, бывают случаи, когда следует остановиться и обсудить с ребенком его тревогу, мешающую двигаться дальше. Главное - понять, что для сопротивления и защиты у детей имеются веские причины. Дети делают, то в чем чувствуют необходимость, чтобы защитить себя, чтобы выжить в этом жестоком и непредсказуемом мире. Иногда в целом открытый и готовый идти на контакт ребенок вдруг закрывается и отказывается сотрудничать, часто это позитивный признак, говорящий о том, что ребенок подошел к какому-то очень важному осознанию и ему необходимо время и поддержка, чтобы это принять. И если ребенок доверяет, то позволяет себе стать чуть более уязвимым. А значит необходимо подойти к нему максимально мягко, легко и нежно.
Когда дети начинают легко выражать себя через фантазии и различные виды экспрессивных проекций, психолог пытается осторожно провести их обратно к реальной жизни, заставляя их обретать и принимать те части самих себя, которые они продемонстрировали, чтобы они смогли испытать новое чувство самоидентификации, ответственности и самостоятельности. Многим детям это сложно. Психолог постоянно пытается провести ребенка от его символического самовыражения и фантазии к реальности и его собственным жизненным переживаниям. К решению этой задачи следует приступать с величайшей осторожностью. Хотя иногда приходится проявлять твердость, зачастую полезнее никак не направлять ребенка и проявить терпение. Следует быть готовым к тому, что далеко не на каждом занятии происходит что-то удивительное. Зачастую не происходит ничего, что извне может показаться интересным и важным. Но на каждом занятии психолог вместе с ребенком. Ребенок, таким образом, обретает человека, который понимает его и откровенен с ним.
Работа с родителями, зачастую, сводится к обучению их общению с детьми. В некоторых случаях, для комфорта ребенка достаточно нескольких обучающих бесед с родителями, готовыми сотрудничать. Бывает и так, что изменения ребенка вследствие терапии заставляют родителей пересмотреть их внутрисемейные отношения или обратиться к психологу за индивидуальной помощью.