Многие аспекты Я-концепции являются объектами междисциплинарных направлений гуманитарных и естественных наук. В научной литературе существуют различные подходы к изучению Я-концепции. Это с одной стороны, позволяет выявить ее различные компоненты, а с другой - затрудняет определенные конкретного содержания данного понятия. Следует отметить, что в психологической литературе нет единой трактовки понятия "Я-концепция". До сих пор не выработано целостного, объяснительного и описательного термина, адекватно раскрывающего социально-психологическое содержание самого феномена Я-концепции в различных отраслях научного знания. Отсутствие общей терминологии затрудняет разработку многообразного и обоснованного психодиагностического инструментария.
Изучив различные точки зрения ученых на понятие "сознание", "самосознание", "бессознательное", "Я-концепция" и "образ Я" следует подчеркнуть, что существует достаточно взглядов и предложений, чтобы выявить специфику и динамику Я-концепции, ее существенную характеристику, а также разграничить понятия, связанные с ее феноменом.
Существование Я-концепции как самостоятельной системы не означает ее резкое отделение от других систем психики. Б.Ф. Ломов (19820 убедительно отмечает, что "психические явления необходимым образом включены во всеобщую взаимосвязь явлений в материальном мире, и только при этом открывается путь к познанию управляющих или объективных законов".
Следовательно, в структуре Я-концепции отражаются необходимые взаимоотношения, взаимовлияния между отдельными психическими явлениями и между психикой с другими системами, обеспечивающими оптимальное и позитивное становление личности.
Я-концепция - внутреннее, экзистенциальное ядро личности; продукт отражения системы отношений личности к себе и внешнему миру. элемент личностного образования, с которым согласуются все действия, эмоции, чувства, поступки, поведение, психологическое здоровье и успех в практической деятельности. Является санкционирующим механизмом по отношению личности к себе и внешнему миру. Формируется по законам логико-речевого мышления. Она связывает качества в отношении себя и внешнего мира в прошлом, настоящем и будущем. Частично существует и в сфере бессознательной.
Модель Я-концепции - динамическая, относительно устойчивая, многоканальная и многоуровневая, переживаемая, эмоционально-оценочная, иерархическая система. Ее структура объединяет компоненты сознания, самосознания, отношений и самоотношений, самоознания. Взаимодействие сферы сознательного и бессознательного связано с системной психологической защиты, существующей на подсознательном уровне сферы бессознательного. В результате формируется образ Я (система представлений о себе), объединяющий динамическое взаимодействие Я-реального, Я-идеального и Я-фантастического.
Изучение реального процесса становления Я-концепции современных подростков, выявление его типичных и наиболее существенных противоречий осуществлялось с использованием комплекса методов: модифицированная методика Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейна, личностно-ролевой рефлексии, выявление возрастной динамики влияния оценочных воздействий на формирование самооценки, потребности в положительной оценке и адекватной критической и самокритической у подростков по А.И. Липкиной и Л.А. Рыбак; шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерса; методика "конечных предложений" Сакса и сиднея; сочинение "Я в прошлом, настоящем и будущем"; графические методы "Автопортрет", "пейзажи моего детства", "Цветок, который мне нравится", "Любимые игрушки детства", "Животное, которое мне по душе". Обработка полученных данных проводилась с использованием методов статистического анализа данных с их последующей психологической интерпретацией, определения величины средней оценки. Выборочная совокупность психологического исследования с использованием вышеперечисленных совокупностей диагностических методов составила 60 подростков средней школы ?450 г. Москвы.
Реализация психодиагностической программы исследования процесса становления Я-концепции подростков позволила выявить возрастную динамику значимости духовных потребностей для подростков. Наиболее важными оказались: потребность в достижении, нравственные потребности, потребность в труде, познавательные потребности, потребность в благополучии и свободе. Наименее значимыми потребности: в посиках смысла жизни, самовоспитании, самоутверждении, положительной оценке в творчестве. Важность потребности в достижении резко возрастает у подростков в 11 лет и стабильно держится на высоком уровне в течении всего подросткового возраста. Важность нравственных потребностей, потребность в труде, общении, наоборот, резко падает к 11-12, и затем достигает более высокого уровня к 14-15 годам.
Выявлена тенденция к "заземленности" потребностей. 25% опрошенных не придают значения потребностям в поисках смысла жизни и в творчестве, ограничиваются достижением своих личных целей, личного благополучия и не утруждают себя проблемами самоутверждения, самовоспитания.
Установлена возрастная динамика процесса становления Я-концепции в системе духовных потребностей подростков. Результаты исследований определили относительно высокий процент подростков со средним уровнем удовлетворения духовных потребностей. Полученные данные свидетельствуют о том, что 2% респондентов имеют низкий, а 46.7% - средний уровень становления Я-концепции в системе духовных потребностей. Заметим, что их число с низким, высоким и очень высоким уровнями становления Я-концепции имеют уровень притязаний на изменение удовлетворения духовных потребностей. Эмпирические данные показывают, что процесс становления Я-концепции в системе духовных потребностей подростков носит скачкообразный характер.
В исследовании была изучена возрастная динамика личностно-ролевой рефлексии подростков и выявлены ее уровни.
На низком уровне Я-рефлексивного у подростков до 12 лет происходит увеличение количества испытуемых с этим уровнем рефлексии. К 15 годам стабилизируется и находится такое же количество подростков, как и 10 лет. У подростков со средним уровнем рефлексии уменьшается численность в 11-12 лет, а к 13-15 годам - увеличивается. Количество подростков с высшим уровнем Я-рефлексивного с возрастом не меняется. 63.3% подростков имеют средний уровень Я-рефлексивного.
Анализ возрастной динамики рефлексии подростком себя как участника деятельности группы указывает на увеличение числа испытуемых со средним уровнем рефлексии - 66,7%. Происходит уменьшение количества подростков с высоким уровнем рефлексии и достигает 13,3%. Возрастная динамика уровней Я-рефлексивного у подростков также имеет скачкообразный характер. Результаты возрастной динамики влияния оценочных воздействий на формирование самооценки, потребности в положительной оценке и адекватной критической оценке у подростков показали, что для 63,4% подростков одинаково важна и оценка других, и самооценка. Причем, в 12 лет подростков важнее последняя, а в 14-15 важны обе. Большое удовлетворение испытывают подростки, когда их оценивают правильно(78,4%) и когда переоценивают (20%), и переживают, если их недооценивают. Это характерно для мальчиков и девочек. Следовательно, в сложном и длительном процессе становления Я-концепции подростков отражает качественные изменения в ее структуре, причем оценка других может в корне изменить отношение к себе.
Как видим, в процессе становления Я-концепции у подростков самооценка неустойчива, подвижна и противоречива. В 12-13 лет наступает период закрытости; для респондентов оценка других не важна. Об этом свидетельствуют наши эмпирические данные.
Исследование показало, что у большинства (78,4%) опрошенных адекватная критическая и самокритическая оценка. И только у 21,6% подростков - эффект неадекватности. Следовательно, у большинства детей подросткового возраста складывается реальная система отношений к себе и внешнему миру, тем самым подростки определяются в своих притязаниях на изменение своей Я-концепции. В свою очередь, эффект неадекватности препятствует позитивному становлению Я-концепции подростков.
Анализ социально-психологической адаптации подростков показывает, что с возрастом происходит скачкообразное увеличение коэффициента адаптированности, открытости реальной практики деятельности и отношений. Причем, девочки значительно более приспособлены, чем мальчики. Это подтверждает наше предположение о значимости опыта отношений для становления Я-концепции личности.
В процессе становления Я-концепции и адаптации к новым условиям подростки осознают необходимость принимать во внимание мнение окружающих и опыт отношений. Процесс становления Я-концепции у подростков включает половозрастные закономерности формирования представлений и установок мужественности - женственности и определяется закономерностями усвоения и присвоения, интериоризации существующих в обществе полоролевых стереотипов, проявляющихся в непосредственном поведении людей.
Это подтверждают наши эмпирические данные. Качественная обработка раскрытия особенностей ценностных отношений подростков показывает, что для них не безразлично отношение окружающих. Причем система отношений включает отношения к родителям, друзьям и сверстникам, противоположному полу, школе, нравственным взглядам, себе.
Представления отношений подростков к себе отражают стремление: у мальчиков - учиться хорошо, признаться девушке в любви, угнать мотоцикл, стать личностью; у девочек - любить других людей, быть хорошей женой, обеспечить себе будущее.
В разряд слабостей личности попали доброта, любовь, самокритичность. Налицо негативная тенденция в отношении к школе. Основными ценностями для подростков являются: хорошая работа, машина, дача, дом капитал, красивая жена, муж. У подростков к будущему отношение противоречивое - от прекрасного до темного. Хотя о прошлом они вспоминают с теплотой. Всего 1% подростков стараются изменить ситуацию, не падать духом, когда не везет.
Обработка результатов опроса подростков об ценностях отношения указывает на "заземленность" ценностей испытуемых. Для них важно, что думают о них другие, им не безразлично впечатление, которое они производят на окружающих.
Большинство детей осознают, что они бывают раздражительны и угрюмы, когда все против них, и стремятся смягчить эту ситуацию, хотя многие чувствуют себя не в состоянии контролировать свои реакции. Внешний облик и здоровье являются составляющими отношения подростка к себе.
Анализ сочинения "Я в прошлом, настоящем и будущем" показывает, что по мере взросления более значимыми становятся категории личностных особенностей, отношения к себе, родственных уз, семейных отношений и отношений к лицам противоположного пола, увлечений и интересов, социальных контактов. Заметно влияние родителей на становление Я-концепции подростков в младшем школьном возрасте. Девочка чаще касаются темы взаимоотношений с противоположным полом, темы, семьи, а мальчики - отдали явное предпочтение увлечениями и интересам. Но приоритетной категорией для всех явилась та, в которую входит перечисление достоинств и недостатков. Описывая себя, мальчики называют прежде всего моральные качества, указывающие на отношение к другим людям, а девочки - эмоциональные особенности.
Заметно сходство мальчиков и девочек подросткового возраста в тенденции к самохарактеристике. Девочки более, чем мальчики, склонны давать себе обобщенную оценку, указывать на отношение к себе, подчеркивать стремление к самоанализу ("возможно я буду одинокой", "очень влюбчива", "я не такая, как все", "я оптимистка").
Значимой для девочек и мальчиков является тема семьи, преимущественное раскрытие которой дается через указание на родственные узы. Редко встречаются высказывания, передающие климат в семье и оценку взаимоотношений в ней. Последние суждения свойственны только самоописаниям девочек. Особенностью сочинений девочек является включение семейной перспективы ("лет в 25, наверное, выйду замуж, рожу ребенка", "муж станет моим единственным мужчиной в жизни").
Отношение к жизни подростки выражают в своих сочинениях в обобщенной форме (" хочу от жизни взять все", "стараюсь брать от жизни все", "веселая жизнь после школы", "радость бытия и хорошее настроение в жизни").
Встречается разочарованность, пессимизм по отношению к жизни. В целом в суждениях подростков присутствует позитивный прогноз собственного будущего, вера в него и ожидание исполнения замыслов и достижения целей.
Результаты проведенного исследования показывают, что современные подростки принципиально иные, со своими взглядами и духовными потребностями. Их отличает большая открытость, но и большая "заземленность" потребностей. У современных детей отмечается ярко выраженное стремление к индивидуальности, утверждению в достижении цели. Многие подростки не собираются строить всю свою жизнь в соответствии с определенными правилами, хотят только приспосабливаться к обстоятельствам.
Анализ вербальной продукции подростков позволяет выделить некоторые особенности процесса становления Я-концепции, который постоянно обогащается определенным содержанием. Об этом свидетельствует содержание самоописаний подростков, отражающее их сознание. По мере взросления оно становится более продуманным, а по форме - более последовательным и внутренне взаимосвязанным. В процессе становления Я-концепции подростки выделяют следующие волнующие их приоритеты: моя личность, мои отношения с другими, моя семья, потребности, увлечения, интересы, любимые занятия, мой труд и профессия. исследование наглядно показало влияние социально-экономической и духовно-нравственной обстановки в стране на изменение социально-психологического содержания Я-концепции. Сказалось это в ярко выраженном стремлении к индивидуальности, в достижении цели и в выражении своего недовольства настоящим и будущим.
Анализ дополнительной психологической информации об индивидуальных особенностях становления Я-концепции показывает, что только 6,6% респондентов изображают себя метафорически. Это говорит о развитой фантазии воображения, творческих способностях, благоприятно влияющих на процесс позитивного становления Я-концепции. 51,6% приходится на реалистическое изображение лица - анфас, 26,6% - реалистическое изображение в полный рост, 20% - реалистическое изображение в виде бюста, 1,6% - портрет в интерьере, 3,3% - реалистическое изображение лица в профиль.
Результаты исследования свидетельствуют о сравнительно небольшом проценте подростков, имеющих сильно развитое творческое воображение, важное для становления позитивной Я-концепции.
Отсутствие творческого воображения и низкая значимость потребности в творчестве у подростков указывает на низкий и средний активно-преображающий, конструктивный характер процесса становления Я-концепции. По мере взросления процент метафорического изображения себя увеличивается, следовательно, происходит поднятие уровня творчески-продуктивного характера процесса становления Я-концепции в системе духовных потребностей подростков.
Обнаружено, что динамика изменения Я-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов и многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели Я-концепции, происходит "утрата себя", возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания Я-концепции, завершается преобразованием всей ее структуры.
Установлено, что основным источником преобразования Я-концепции являются природные (мозг, тело), психологические (сознание, самосознание, психологическая "защита", опыт), и социальные (культура и общество) факторы. Развиваясь Я-концепция влияет на то, как личность воспринимает действительность и с кем взаимодействует. От нее зависит мотивация, уверенность в себе, самоуважение, самоэффективность, самораскрытие и самопредъявление личности.
Таким образом, Я-концепция обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности, ее удовлетворенность жизнью; регулирует эмоциональное состояние, интерпретирует опыт. Выступает как системообразующий субъективный мир личности и возникает на основе взаимодействия с окружающей средой. Я-концепция участвует в сохранении стабильных систем социальной стратификации. Раскрывает содержание микросоциальных процессов и внутриличностных механизмов адаптации и дезадаптации. Развивается в процессе самоактуализации личности на протяжении всей жизни.
Вышеизложенное позволяет отметить, что процесс становления Я-концепции подростков в условиях резких социальных изменений характеризуется обострением противоречий между: интенсивно формирующимися взглядами и убеждениями, освоенными моральными нормами у подростков и вхождения в жесткий мир взрослых отношений; ежедневно обрушивающейся дозой информации на подростков и их низкий готовностью к ее критическому отбору, осуществляемому на уровне непосредственной доверчивости к ее источникам; Распространяемой массовой культурой, ориентированной на стандартизацию чувств, мышления подростков и ограниченностью удовлетворения высокогуманных духовных потребностей; Возрастной сущностью солидарности, равенства подростков и социальным расслоением в подростковой среде; растущей потребностью практики в позитивном изменении Я-концепции подростков, в гуманистической направленности воспитательной деятельности и отсутствием в обществе необходимых условий их реализации.
Сравнительно - сопоставленный анализ практики становления Я-концепции современных подростков показал: ярко выраженное стремление к индивидуальному достижению определенной цели; скачкообразный характер возрастной динамики процесса становления Я-концепции и уровней личностно-ролевой рефлексии; неустойчивость, подвижность самооценки; скачкообразное увеличение с возрастом коэффициента социально-психологической адаптированности, открытости реальной практике деятельности и отношений; возрастание по мере взросления в самоописаниях категорий личностных особенностей, отношения к себе, родственных уз и семейных отношений, отношений к противоположному полу, увлечений и интересов, социальных контактов; низкую значимость потребностей в поисках смысла жизни, самоутверждении, положительной оценке, творчестве, самовоспитании, самореализации.
Можно сформулировать следующие выводы: в условиях резких социальных изменений подростки современного российского общества имеют иные, чем прежде взгляды и духовные потребности, которые конституируют мировоззренческий и духовно-нравственный аспект содержания их Я-концепции.