Особенности формирования идентичности у подростков
Проблема идентичности, в различных ее аспектах (динамика, структура, виды и т.д.) является одной из основных в современной психологической науке. Термин 'идентичность' в русском языке употребляется нечасто и преимущественно в значении 'тождественность', однако Э. Эриксон подразумевал под идентичностью также цельность и непрерывность личности. Становление идентичности является важнейшей задачей ее развития. Э. Эриксон создал свою теорию идентичности, исходя из клинического анализа непостоянства 'Я' при неврозах. Исключительная важность феномена идентичности стала ясна Эриксону в ходе психотерапевтической практики после второй мировой войны. Его пациентами были солдаты, вернувшиеся к мирным занятиям. Мужественно перенося все тяготы войны, они заболевали неврозом в условиях мирной жизни. У пациентов наблюдались следующие симптомы: чувство страха, тревоги, изоляции, утрата способности к эмоциональному общению. Совокупность этих симптомов, по мнению Э. Эриксона, была присуща размытой идентичности. Причину комплекса подобных невротических симптомов Э. Эриксон усмотрел в изменении социальных условий существования личности. Солдаты в армии занимали четко определенное место в обществе, были включены в социальные отношения, имели устойчивые цели и систему ценностей, специфические способности и личные качества, необходимые для выполнения воинских обязанностей. После окончания войны солдаты должны были включиться в новые социальные отношения, найти новое место в послевоенном обществе. Иначе говоря, солдаты должны были сформировать новую идентичность взамен старой. Трудности подобной перестройки и вызвали невротическое состояние, Э. Эриксоном как диффузность, или потеря идентичности. Э. Эриксон исследовал социально-психологические механизмы и способы формирования идентичности в процессе взросления человека. Ученый построил схему развития человека, выделив восемь этапов, охватывающих всю жизнь - от рождения до старости. Свою модель Э. Эриксон основывал на эпигенетическом принципе, взятом из эмбриологии: каждый этап развития содержит моменты, решающие для дальнейшей эволюции. Идентичность создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего 'Я', несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Переход от одной формы идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Первая цельная форма идентичности формируется в юношеском возрасте (Э. Эриксон не выделяет отдельно подростковый возраст). Этот период характеризуется самым глубоким жизненным кризисом. К этому кризису приводят три линии развития: бурный физический рост и половое созревание; эмоциональная нестабильность и озабоченность тем, 'как я выгляжу в глазах других', 'что я собой представляю'; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, и идентификацией и самоопределением. Если юноше не удается решить эти задачи, у него формируется размытая идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям: 1. уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений; 2. размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; 3. размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизировать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то приоритетной деятельности; 4. формирование 'негативной идентичности', отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для поведения.
Канадский исследователь Джеймс Марша в 1996 году выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека. 1. 'Неопределенная, размытая идентичность' характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности. 2. 'Досрочная, преждевременная идентификация' имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно , а в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чуждых мнений, следуя чужому примеру или авторитету. 3. Для этапа 'Моратория' характерно то, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим. 4. На этапе достигнутой, ' зрелой идентичности' кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.
Подросток с неопределенной идентичности может вступить в стадию моратория и затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне размытой идентичности или почти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения. Вместе с тем понятие 'зрелой идентичности' и сами его критерии неоднозначны, поскольку особенности индивидуального развития зависят от многих факторов. Немаловажное значение для формирования идентичности имеет социальная среда. В нашей стране это связано с тем, что резкое изменение социальной ситуации в последние десятилетия, нарушило идентичность взрослых людей, что сказалось и на подрастающем поколении.
Гринфельд И.Л. |