Интуиция - одна из форм познания человеком окружающей действительности. Поэтому, понимание сущности интуиции предполагает определенное решение проблем бытия. В то же время, она используется нами довольно ограниченно. Было установлено, что человек использует потенциал работы мозга сознательно только на 10%, а остальные - 90% приходятся на подсознание и практически не используется нами.
В настоящее время традиционные методы обучения и повсеместная компьютеризация направлены на развитие логической, формализованной части мышления. Тенденции, обусловленные жизнью в условиях социального стресса, неблагополучия и радикальных стремительных перемен в различных общественных сферах, приводят к появлению у значительной части населения кризисов, во многом определяющихся противоречием между требованиями резко изменяющихся общественных и экономических отношений и ригидностью личных установок и стереотипов. Индикатором здоровой личности могла бы служить развитая, а не заглушенная чувствительность к слабым импульсам, предупреждающим сигналам тревоги, умение их воспринимать, понимать, а также доверять им.
К развитию интуиции стремились ещё люди, посвященные в древние философские учения, и разрабатывали для этого определенные техники. Следование некоторым из них, доступным в наши дни, может привести к раскрытию способностей, запрятанных далеко в глубинах под- и надсознательного.
Исходя из механизмов действия интуитивных процессов, видна необходимость участия в них обоих полушарий мозга, для чего обязательно развитие сбалансированного их взаимодействия, а не поддержание тенденции придавать большее значение функциям левого полушария, превалирующее в западных культурах. К раскрытию таких способностей надо идти с самого детства, при необходимом включении их в программы обучения и воспитания.
Сформированная модель мира - достаточно жесткая и стабильная структура, где мотивы, цели, установки, идеалы и нормы могут создать гипертрофированность отдельных частей модели и, таким образом, препятствовать пониманию человеком истинных, природных смыслов и ценностей его жизни, что притупляет полноценность переживаний человеком ситуаций, с которыми он сталкивается в своей жизни, и приводит либо к возникновению стрессов, либо мешает выйти из них с помощью собственных заложенных, но подавленных способностей, в том числе интуитивных. Системный подход к болезням человека, отражающий наряду с социальными и биологическими, факторы личностные (т.е. механизмы и стратегии, опосредующие или препятствующие распознаванию организмом интуитивного сигнала опасности) помогает повысить процент выздоровления, т.к. подходит к человеку как к целостному, саморегулирующемуся организму.
Гармоничное развитие как способности человеческого мозга к интуитивным процессам, так и к познанию разумом, является профилактикой в формировании патологических психологических защит и дезадаптивных стратегий поведения в значимых ситуациях. Для анализа данных способностей предлагается структурная модель "Круги развития", отражающая участие разума и интуиции в психологической картине пути развития личности. В данной модели идеальная целостность индивида должна предполагать идеальность расходящихся от центра кругов, стремящихся к увеличению своего количества и расширению своих размеров, т.к. интуиция стремится дополнить разум, а разум - интуицию. Познание в разуме и познание интуицией между собой равноправны; как то, так и другое одинаково даются не даром, а являются результатом работы и напряжения сознания, различие состоит лишь в технике познавания, которое подразумевает противоположные характеристики (анализ - синтез; центробежность - центростремительность; познание форм - познание сущности; перестройка в плоскости сознания - перестройка и видоизменение сознания без перемещения в плоскости и т.д.). Таким образом, схематически направленность познания в человеке можно представить как симметричные друг другу, равнозначные, но противоположно направленные половинки окружностей. Незаконченность, прерывистость и неправильность форм кругов могут говорить о нарушении баланса данных сторон и, следовательно, о необходимости их проработки и корректировки для достижения целостной и саморегулирующейся индивидуальной системы.
В основу сбора психологического анамнеза была положена методика "Психологическая автобиография" Л.Ф.Бурлачук и Е.Ю.Коржовой, направленная на выявление особенностей ситуационного компонента внутренней картины жизненного пути личности. Называя значительные события своей жизни, человек преломляет их через своё "Я". Таким образом, методика предоставляет возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности психологической среды и особенности восприятия ситуаций. Для интерпретации полученных данных в ходе опроса по методике использовались измерения по шкалам порядка и интервалов. Полученные графики и диаграммы отражают степень гармоничности развития полукругов модели на сторонах разума и интуиции. Таким образом, данная методика уже на начальном этапе сбора информации позволяет судить о целостности и гармоничности в развитии личности.