В большинстве исследований образ тела рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Бернс Р., Мухина В.С., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Меерович Р.И., Мдивани М.О., Соколова Е.Т. и др.).
В процессе развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности.
Человек обычно принимает свою личность как нечто, само собой разумеющееся. Расщепление Я и тела принято называть шизоидным отклонением, которое лежит в основе проблемы отождествления. В подобном переживании отсутствует чувствование собственного тела, и человек ощущает нереальность себя как телесной оболочки. Такой феномен известен как деперсонализация. Если подобные явления продолжаются, человек теряет не только чувство отождествленности, но и сознательное понимание личности.
Неуверенность в своем отождествлении характерна для людей нашей культуры. Отождествление, основанное на образах и ролях, рано или поздно перестает удовлетворять.
Многие психотерапевты отмечают, что число пациентов, проявляющих шизоидные черты, неуклонно растет. Типичное для нашего времени психическое затруднение - не истерия, как во времена Фрейда, а шизоидный тип.
Не стоит забывать о том, что человек ощущает реальность мира только через собственное тело (через органы чувств). Поэтому, совершенно очевидно, что проблему расщепления нельзя разрешить, не улучшив состояние тела. Метаболизм обеспечивает тело энергией, которая реализуется в движении. Если в крови ощущается недостаток кислорода, то подвижность всех процессов в организме будет снижена, и наоборот, всякое уменьшение подвижности тела влияет на метаболизм, т.к. именно движение определяет дыхание человека.
Дыхание происходит спонтанно и непрерывно, оно дышит нами в течение всей жизни, но в то же время мы можем направленно влиять на него и формировать его осознанно. Веками был известен тот факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания. Процедуры, которые использовались в этих целях в древних культурах Востока, варьировались от активных вмешательств в дыхательный процесс до методов духовных практик. Во многих случаях работа с дыханием проводилась ради достижения состояния "просветления" или для приближения человека к Богу. В некоторых примитивных религиях неофиты переживали ритуальную смерть, задыхаясь от дыма, или в результате перехватывания дыхания при зажатии сонных артерий. Глубокие изменения в состоянии сознания также могут быть вызваны изменением частоты дыхания - гипервентиляцией, и, наоборот, замедлением, а также комбинацией этих приемов. Хорошо разработанные методы такого типа можно найти в древнеиндийской науке о дыхании - Пранаяме. Более утонченные методы занимают особое место в практике буддизма.
Иногда подобные приемы усиливают релаксацию, причем настолько, что вызывают галлюцинации. Случаются сильные переживания, связанные с приливом чувства любви ко всему человечеству, единение с природой, Богом. Мы не ставим себе целью рассматривать подобные трансцендентные переживания, но тем не менее не отрицаем обширных возможностей методов холотропного дыхания в работе с шизоидными проявлениями некоторых клиентов как средства, помогающего большей идентификации сознания человека и его тела. Отметим лишь, что активное тело характеризует спонтанность и полное, легкое, глубокое дыхание. Это основное правило, которым руководствуются представители телесно-ориентированной терапии в целом, несмотря на то, что существуют расхождения во мнениях относительно других методов в разных направлениях этого вида терапии.
По мнению многих исследователей, дыхание соединяет сознание и подсознание. Понимание посреднической природы дыхания также приводит к осознанию того факта, что дыхание не только является регулирующей силой для других систем, но и само регулируется различными влияниями. Телесно-ориентированная терапия использует различные методики работы с дыхательной системой организма, и, приводя ее под контроль сознания, таким образом помогает людям полнее ощутить связь сознания с телом.
Любопытно, что среди типичных ситуаций, которые могут вызвать коллапс шизоидной структуры, наряду с такими факторами, как бессонница, прием наркотических веществ, часто называется и подростковый возраст. Шизофрения первоначально называлась demencia praecox как раз потому, что она чаще всего развивается в подростковом возрасте.
Характерной особенностью подростков является повышенное внимание к своим особенностям, к тому, что отличает их от других или делает похожими на других. Особое внимание в этих сравнениях уделяется внешнему виду. Перестройка организма в течение пубертатного периода создает предпосылки для частого недовольства своей внешностью.
Воспитываясь даже в полной семье, в которой для его развития созданы все необходимые условия, ребенок тем не менее сталкивается с трудностями формирования положительного образа своего тела.
Термин "образ" - это символ и ментальные построения, которые противопоставлены реальности физического опыта. Нельзя сказать, что образы нереальны, но их реальность отлична от телесного феномена. Образ обретает реальность, когда объединяется с чувством или ощущением. Ментальное здоровье подразумевает, что образ совпадает с реальностью. В этом случае образ себя согласован с внешним видом тела и с чувствами.
В социальной сфере образ имеет как позитивный аспект, так и негативный. Каждое человеческое усилие достигает цели благодаря присутствию образа желаемого.
Образ бывает опасен на социальном уровне, где его функция открыто признается, и при личном конфликте. Это заметно в семье, где мужчина стремиться исполнить свое представление об отцовстве, противопоставляя его потребностям ребенка. Ребенок, которого понуждают измениться, чтобы соответствовать бессознательному родительскому образу, утрачивает ощущение Я, чувство отождествленности и контакт с реальностью.
Особенные проблемы могут возникнуть у детей, воспитывающихся в обстановке излишней закрепощенности, в подавлении телесного, чувственного начала. Часто в результате неправильного воспитания подросток ведет себя как автомат и теряет гармоничность и естественность манер. Чтобы решать проблему шизоидов, в образовании и терапии необходимо совмещать эмоциональное и ментальное развитие, стараться работать с телом так же, как и с интеллектом. Стоит понять, что спонтанность и удовольствие очень важны для продуктивной и творческой жизни.