Пути реализации личностно-ориентированного подхода в профориентационной диагностике.
Отношение к личности в сфере образования в каждом обществе, и в любой исторический период соответствует господствующей парадигме. Не каждое общество признает личность как высшую ценность, даже если проявляется интерес к человеку, выражающийся в отношении к подрастающему поколению и методам воспитания. Уже в самом выражении "личностно-ориентированный" доминантой должна стать именно "личность", а не "ориентация на нее". Действительно, человек, личность человека должны быть точкой опоры и отсчета при создании и использовании образовательных технологий, отборе методов и средств обучения и, в преломлении к работе кабинета профориентации при Минусинском районном Детском доме, к средствам психодиагностики профориентации.
Учет личностных особенностей человека и его мотивационной сферы пришел в профориентационную диагностику недавно. Исторически (если можно так выразить временной интервал 10-15 лет) психодиагностика в профориентации началась с замеров уровня развития психофизиологических особенностей человека и его познавательных способностей. Окончательный отбор на отдельные профессии решал так называемый социальный заказ общества, выполнению которого следовали и следуют большинство центров профессиональной ориентации и психологической поддержки населения (их на сегодняшний день около 30-ти по России). Помимо этого есть фактор "престижности" профессии и выбор ее родителями. Наиболее наглядно это заметно сейчас в пресыщении рынка труда экономистами, юристами и смежными с ними специальностями.
Своеобразие целей личностно-ориентированной технологии в практике профессионального ориентирования заключается в направленности на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с данными природными способностями. В настоящее время психодиагностика рассматривает личность во всех ее проявлениях, что приводит к необходимости использования разнообразного диагностического инструментария. Здесь необходимо отметить то, что личностные методики первичного и углубленного тестирования компьютеризированы. В работе мы крайне редко применяем бланковые опросники. Нам необходимо быстрое получение диагностических результатов, освобождение от трудоемких, рутинных операций подсчета и концентрации на решении сугубо профессиональных задач. Немаловажным является отсутствие ошибок обработки результатов (например, при ручной обработке теста ММРI допускается до 20% ошибок) и оперативность обработки данных в компьютерном эксперименте, что позволяет проводить в сжатые сроки групповые тестирования. Как следствие перечисленных составляющих, компьютеризация психодиагностических методик оказывает положительное действие на повышение качества тестирования, в том числе и в плане положительного восприятия тестируемого.
За 3 года в нашем кабинете сложилась определенная практика работы, в процессе которой мы используем следующие методики для исследования и изучения:
-
мотивационной сферы ребенка - опросник профессиональной готовности, опросник профессиональных предпочтений, карты интересов, опросники Голланда, Йовайши;
-
личностных особенностей - опросники Кеттелла, Айзенка, тест Люшера;
-
интеллекта и познавательных способностей - тесты Амтхауэра, Равена и многие другие.
Конкретный набор методик, используемых в каждой консультации, зависит от запросов ребенка, родителей, социального педагога школы и непосредственно хода тестирования. В основном это методики для подросткового возраста или адаптированные к нему, поскольку начинать диагностику профессиональных интересов детей необходимо с 7-го класса, но не ранее. В этом возрасте и старше наиболее плодотворно (в идеале) под личностной ориентацией следует понимать направленность на:
-
социализацию личности ребенка, постепенное, с учетом возрастных особенностей и возможностей, вхождение его в мир гражданских ценностей и рефлексию на них;
-
овладение основами культуры (наук, искусства, морали и др.), осознание личностного смысла каждой изучаемой в школе дисциплины;
-
развитие творческого потенциала личности школьника; общих и специальных способностей, формируемых средствами учебной дисциплины сообразно ее познавательной специфике;
-
стимулирование посредством содержания образования и его методической адаптации к личности ребенка, выбора им индивидуальной траектории и осознание им своих индивидуальных особенностей.
Рассмотрим реализацию личностно-ориентированного подхода на примере конкретной методики. Любое индивидуальное тестирование у нас в кабинете начинается с восьмицветного теста Люшера. Эта методика является информативным средством диагностики, проведенная в первые минуты консультации быстрая, не утомительная и не настораживающая процедура, позволяет получить данные, помогающие психологу более успешно "присоединиться" к ребенку. Благодаря тесту Люшера консультация сразу же приобретает выраженный личностный характер, у ребенка появляется чувство, что он "узнан", понят, что психолог будет работать именно с ним. Вместе с тем у ребенка происходит осознание истинных мотивов своих поступков, в частности, причин, которые не позволяли ему принять решение о выборе профессии. Также мы применяем тест Люшера в качестве экспресс-диагностики эмоционального состояния ребенка в процессе консультации.
Применяемые в дальнейшем методики личностного тестирования позволяют выбрать опросники мотивационной сферы и, если это требуется, методики тестирования познавательных способностей, в основном - теста структуры интеллекта Амтхауэра. Проведенный комплекс методик помогает не только определиться в выборе профессии и посмотреть ее профессиограмму (мы составили базу данных на 2500 профессий), но и дать рекомендации по выработке навыков, необходимых для поступления в учебное заведение и получения ее. Например: у мальчика по результатам тестирования была выявлена направленность на технические специальности, т. е. "человек-техника, человек - знаковая система", он - типичный интроверт, интересуется физикой, математикой, но другая группа тестов показывает слабый уровень логического мышления, абстракции, пространственного воображения, т. е. того, что реально необходимо при выборе, учебе и дальнейшей работе по выбранной специальности. Мы даем рекомендацию ему, родителям, если это возможно, то педагогам школы тренировать именно эти навыки и развивать их, пока еще мышление не потеряло гибкости.
Большое количество рекомендаций относятся и к использованию разнообразных развивающих компьютерных программ, имеющихся у нас в наличии.
Практика работы показала необходимость учета гендерных различий, как при подборе методик, так и при анализе результатов. Направленность на сферы "техника" и "знаковая система" у мальчиков в 3 раза больше, чем у девочек. Это связано с типичным делением в подростковом возрасте профессий на женские и мужские. Подобное представление сильно влияет на ценностные ориентации и профессиональное самоопределение мальчиков и девочек. Мальчики имеют более реалистичный тип личности, в то же время у девочек более выражен тип социальный, они испытывают трудности в процессе становления социальной идентичности. Еще одним моментом реализации личностно-ориентированного подхода является тестирование групп учащихся старших классов при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам и углубленного изучения в рамках действующего базисного учебного плана. В сельских школах, где в основном по одному 10-11, а то и 9 классу, нельзя организовать полноценное групповое профильное обучение (физико-математические, экономические, технические направления и т. д.), но с группами по 3-4 человека, имеющими четкую направленность можно работать в рамках базисного учебного плана. В этом случае для выявления и создания таких групп мы применяем методики мотивационной сферы, карты интересов и климовские методики. Никакого разбиения по типам темперамента, шкале интроверсии-экстраверсии в этом случае не проводится.
В заключении необходимо отметить моменты преодоления признанных в современной дидактике недостатков личностно-ориентированного подхода:
-
проводимое большое число методик и экстраполяция результата позволяют получить полную реальную картину и исключить большую степень ошибки, весьма вероятную в традиционном школьном личностном подходе;
-
мы не меняем неизменные принципы ребенка, не формируем его формы поведения и взгляды. Мы даем ему взглянуть на это самому и дать рекомендацию, а не наставление;
-
наши пути реализации личностно-ориентированного подхода позволяют ему легче адаптироваться в окружающем мире, что нельзя сказать о типично школьной ассоциативной связи модели поведения;
-
сравнительно недолгий промежуток времени общения с психологом (2-3 часа) не потребует изменения формы поведения, взглядов и принципов ребенка.
Мишина Т.В., Полищук С.В.
(Минусинский районный детский дом)
|