Состояние здоровья и профессиональное долголетие госслужащих

     Здоровье является одним из условий эффективной профессиональной деятельности государственных служащих. Оно составляет относительно неспецифическую динамическую основу продуктивности всех аспектов управленческого труда и общего благополучия человека. Здоровье обусловливает гармоничное развитие личности и как следствие - достижение "акме". Еще в древности здоровье понималось философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Изучение здоровья человека как сложной интегративной категории, анализ детерминирующих его факторов невозможны без расширения и совершенствования комплексных теоретических и практических научных исследований. Цель таких исследований предполагает как выявление закономерностей, присущих здоровью индивида, так и разработку и реализацию на их основе должных мер по его укреплению и развитию. При всей важности понятия "здоровье" не так просто дать ему исчерпывающее определение. Существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определении здоровья.
     На наш взгляд наиболее характерной чертой научного познания является системный подход. Сильнейшее влияние на становление системного подхода оказало научное наследие академика В.М.Бехтерева и его последователей: А.Ф.Лазурского, М.Я.Басова, В.М.Мясищева, Б.Г.Ананьева и др. Ни в какой другой психологической школе идея целостного комплексного рассмотрения человек не была столь ярко и убедительно реализована в методологическом и экспериментальном планах.
     Заслуга обращения к системности на современном этапе отечественной психологии принадлежит ученику Б.Г.Ананьева Б.Ф.Ломову. Системный подход, как отмечает Ломов, является той единственной методологической основой, на которой только и может быть рассмотрена природа психического в том множестве внутренних и внешних отношений, в которых она существует как целостная система.
     Можно выделить три уровня рассмотрения категории "здоровья": биологический, психологический, социальный. Именно так, еще в 1916 году, В.Н.Мясищев определил свою позицию в изучении личности, трактуя ее как био-психо-социальное единство (по: Левченко,1995). Впоследствии в этом же смысле достаточно определенно высказался А.Н.Леонтьев: "Мы без труда выделяем разные уровни изучения человека:

  • уровень биологический, на котором он открывается в качестве телесного, природного существа;

  • уровень психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности;

  • уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, общественно-исторический процесс" (1975). И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления.

     Определим подходы к сущности здоровья на биологическом уровне. Традиционный взгляд - это отсутствие болезни. Например, "здоровье - такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения" (БМЭ).
     На биологическом уровне раскрывается важная особенность медицинской модели болезни, где здоровье определяется как отсутствие болезни, а сама болезнь рассматривается как специфическая "сущность", имеющая свою причину, течение и исход, присущие именно ей и отличающие ее от других сущностей (Гурвич И.Н.). Медицинское суждение о болезни выражается в диагнозе. Биомедицинскую модель характеризуют 4 главные идеи:
     - теория возбудителя (инфекционного агента, бактериальная);
     - традиционная эпидемиологическая теория, рассматривающая болезнь как "битву" трех взаимодействующих сущностей - хозяина, агента и окружения;
     - клеточная концепция, согласно которой тело является машиной, а болезнь - "порча" какой-то части машины (Kosa, Robertson, 1969).
     Следующий подход к здоровью на биологическом уровне - как к нормальной функции организма на всех уровнях его организации, нормальное течение типичных физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству, причем функции относятся к биологической категории, а нормальность к статистической. Например, "здоровье - функциональное состояние организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, самочувствие и функцию воспроизводства здорового потомства" (Ильин Б.Г., 1988).
     Относительный смысл здоровья хорошо раскрыл Н.М.Шустров(1924). Он считал, что трудно представить себе человека, который при всех негативных воздействиях извне остался бы неповрежденным. Иными словами абсолютно здорового человека просто не существует. В организме человека есть свои наиболее слабые места, которые при неблагоприятных условиях поражаются в первую очередь. Поэтому человек может быть здоровым только в определенных жизненных условиях. Причем одни условия могут быть нормальными для одного, а для другого они уже будут вредны, и приводить к нарушению функционирования организма.
     Понятно, что особый интерес ученых сосредоточен на выявлении тех механизмов, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма. Жизнь каждого организма, как заметил Г.Спенсер (1876), есть непрерывное приспособление его внутренних сил к внешним воздействиям. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде - адаптация, где "здоровье - взаимосвязь с социальной ситуацией через факторы успешной или неуспешной адаптации от индивидуальных биофизических или психологических характеристик до социально-культурной реальности"(Alonzo A.A., 1985).
     "Гомеостаз" от греч. гомеостазис - в переводе Ю.Г. Чиркова "сила устойчивости". Взгляды У. Кеннона и его последователей о гомеостазе являются также очень важными и основополагающими для дальнейшего раскрытия одного из важнейших понятий данной работы такого как "психическая устойчивость". Гомеостатическая модель является исходной также для ряда физиологических теорий, в том числе адаптационного синдрома. Весь процесс адаптации во многом связан с изменениями гомеостаза.
     Адаптация представляет собой способность организма с течением времени все более адекватно реагировать в одинаковых условиях внешней среды, приспосабливаться к новым условиям, даже если они не благоприятны; и напротив, адаптировать внешнюю среду к свом возможностям и потребностям. Основоположником "адаптационного синдрома" был Г. Селье. В теории Г. Селье неспецифические защитные реакции организма на стресс получили наименование адаптационного синдрома. В общем адаптационном синдроме приспособительное значение имеет не первое отрицание - "реакция тревоги", а именно второе - "реакция резистентности", повышающая сопротивляемость организма к внешним воздействиям. Дальнейшее развитие резистентности ведет к третьей синтетической стадии - либо к адаптации в условиях напряженности, либо к истощению организма, отрицающей и сводящей на нет действие первых двух стадий. Именно на третьей стадии возникают те состояния, которые именуются болезнью, где болезнь, как это не странно звучит, является формой неэффективной адаптации. Однако не обязательно болезнь возникает на фазе истощения. Она может проявиться и на стадии резистентности, когда включаются все защитные механизмы против стресса. Например, воспаление или повышение температуры, являются сопротивлением стрессу, защитным поведением, направленным на оздоровление.

     Адаптация может происходить:
     - на индивидуальном уровне, где речь идет о функциональных состояниях, физического и психического ресурсов организма (биологическая адаптация),
     - на личностном - норм, ценностей, требований и потребностей, мотивов, интересов личности (социальная адаптация),
     - на субъективно-деятельностном уровне - требований профессиональной деятельности и средств, способов реализации профессионального ресурса (профессиональная адаптация).
     Ведутся разработки проблемы профессиональной адаптации специалистов современных экстремальных производств в интеллектуальной, управленческой, предпринимательской и других напряженных сферах деятельности. Разработки многих авторов проводились для конкретных профессиональных групп. Некоторые используют адаптацию в качестве основания, позволяющего подойти к рекомендациям по повышению здоровья.
     Рассматривались проблемы психологической адаптации в условиях экстремальных производств, методы преодоления профессионального стресса и самосбережения в экстремальных условиях жизнедеятельности для госслужащих О.И. Ждановым, Е.В.Рожновым с соавтором - для моряков и космонавтов, А.Маклаковым - для военнослужащих, А.Т.Филатовым (1979) - для спортсменов, А.Л.Гройсманом (1980), Т.С.Яценко (1983) - для студентов, лиц, занимающихся эмоционально-напряженным умственным творческим трудом, С.И.Табачниковым (1981) - для работников угольных шахт. О.А.Колосовой (1993) была проделана работа по разработке технологии психологического сопровождения и поддержки персонала АЭС.
     В определении здоровья отечественные исследователи отталкиваются от определения Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), в центре которого находится понятие субъективного благополучия, т.е. отсутствия субъективной болезни, либо определяют здоровье как отсутствие болезни. По определению ВОЗ, здоровье - "состояние полного физического, душевого и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов" (Устав ВОЗ, 1946). Позитивный смысл этого определения заключается в том, что в его содержании не фиксируются болезни или физические дефекты. В определении ВОЗ просматривается попытка соединить аспекты психического и организменного (биологического) здоровья. В 1913 году Джон Локк предложил краткую формулировку удачно объединив эти два аспекта: "здоровый дух в здоровом теле", а следовательно в теле больном и дух болен. Но реально во вполне здоровом теле может быть упадок духа, и, напротив, духовное здоровье и ясность сочетаться с болезнями тела. Однако если вопросы профилактики здоровья, укрепления защитных сил организма и лечения болезней находятся в поле зрения традиционной медицины, то о сущности и путях обеспечения здоровья, связанного с психологическим уровнем, охраной психического здоровья занимается психология здоровья. Вопросы здоровья на этом уровне, так или иначе, связаны с человеком, где он предстает как психическое целое.
     Как личность человек начинает формироваться в раннем детстве и проходит в своем развитии определенные стадии. Наибольшую устойчивость, надежность черты сформировавшейся личности приобретают в период зрелости. Зрелость личности выражается в дисциплине ума, эмоций и поступков. Здоровая личность способна приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия, справляться с разногласиями в себе.
     На всем протяжении жизни личность может подвергаться различного рода временным или стойким изменениям при заболеваниях, в том числе и психических. Чем более гармонично, как писал С.С.Корсаков (1901), соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более устойчива и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее целостность.
     Проблеме психической устойчивости, а также путям ее оптимизации была посвящена докторская диссертация М.Ф.Секача. В работах ведущих психологов (Анциферова Л.И.; Выготского Л.С.; Дикой Л.Г.; Ломова Б.Ф.; Пономаренко В.А.; Чудновского В.Э. и др.) устойчивость, зрелость личности связывается с умением человека ориентироваться на определенные цели, характером временной перспективы, организацией своей деятельности. В частности понятие психической устойчивости личности они связывают с высшим этапом развития устойчивости и понимают под этим системным свойством личности активность и успешность ее самоорганизации. Устойчивость личности по Леонтьеву А.Н. (1974), определяется соотношением смыслообразующих мотивов с определенными поведенческими особенностями, со способами осуществления деятельности.
     Анализ взглядов на проблему психической устойчивости позволяет сделать вывод, что это относительно устойчивое системное, но конкретное проявление всех компонентов психики, имеющих определенную направленность, выражающих гармоничность связи человека с внешней средой в конкретных условиях. Нарушение здоровья на психическом уровне может быть нарушено доминированием определенных и негативных по своей сути черт характера, утратой равновесия в эмоциональной сфере, неадекватном отражении действительности - нарушение познавательных процессов и как следствие снижение эффективности функционирования личности.
     Братусь Б.С. предлагает рассмотрение психического здоровья не как однородное образование, а как имеющее сложное поуровневое строение. По Братусю высший уровень психического здоровья - личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Второй уровень - уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Третий уровень - уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации аспектов психической деятельности. Автор отмечает, что каждый из данных уровней, имея свои критерии протекания, должен иметь и свои особые закономерности протекания. Первый уровень связан с биологическими характеристиками, а второй и третий зависят от социальных условий.
     Рассмотрим психику человека через соотношение трех реальностей: биологической, психологической и социальной. Собственно человеческая, сложно организованная психика может сформироваться и успешно функционировать в каждом отдельном человеке лишь при определенных биологических условиях. Существует огромное количество этих параметров, которые "на выходе" обеспечивают необходимое для протекания психических процессов условия. В норме все системы находятся в динамическом внутреннем равновесии, создавая относительное постоянство диапазона условий, нужного для продуктивной работы психического аппарата. Вместе с тем, как и на организменном уровне, на психологическом тоже функционируют механизмы, нацеленные на обеспечение надежности личности, поддержания ее здоровья (Никифоров, 1996).
     Степень здоровья организма определяется запасом прочности, стойкости в отношении пагубных влияний, то есть тем, насколько легко и надежно защитные силы гасят, компенсируют эти влияния, не допуская искажения условий работы психики. Что касается больных организмов, то, как писал А.Л.Чижевский, их можно рассматривать как системы, находящиеся в состоянии неустойчивого равновесия. Здесь отсутствует или крайне мал запас здоровья в отношении патогенных воздействий; такие воздействия вовремя не гасятся, в результате чего общая неустойчивость еще более возрастает. Следовательно, искажается протекание основных психических процессов, что не может не сказаться на качестве этих процессов.
     Итак, психическое всегда действует, протекает в рамках определенных биологических (организменных) условий. Серьезное нарушение внутреннего равновесия изменяет характер протекания психических функций, тем самым, влияя на эти функции. Социальная реальность является формообразующей, ответственной за содержание психических процессов, ведущей специфической детерминантой развития человеческой психики. Внутренняя, психическая реальность протекает в рамках условий, определяемых биологической, физиологической природой. В тоже время, преломляясь через внешнее, психика сама себя изменяет, то есть движение психики - это взаимосозидание бытия и сознания.
     В этом взаимодействии биологическая природа человека участвует как необходимое условие протекания, развертывания психических процессов. Соматическое здоровье есть постоянство и оптимум этих условий; болезнь есть большее или меньшее их искажение.
     Несмотря на взаимообусловленность уровней психики, возможны различные варианты их степени и качества здоровья. Психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других.
     Проблема соотношения психической и соматической патологии является неотъемлемой частью целостного подхода к больному (Перожок, Жариков, 1986) и предметом психосоматического направления. Исторический аспект данной проблематики достаточно освещен в отечественной литературе (Николаева, 1987; Исаев, 1994). Отечественными авторами рассматривалась идея психосоматического единства (Гиляровский, 1957), аутопластическая картина болезни (Лурия, 1935, репр.1977), соматонозогнозия, то есть реакция личности на соматическую болезнь (Квасенко, Зубарев, 1980) и невротическое расстройство внутренних органов (Карвасарский, Простомолотов, 1988). Таким образом, психосоматическая проблема изучается, главным образом, в рамках личностного подхода, где рассматривается только собственно психологический (переживаемый) аспект реакции личности на болезнь, тогда как поведенческий и социальный аспекты выпадают из поля зрения исследователей.
     J.Weiss (1977) формулирует четыре утверждения, описывающих составляющие расстройства, которое можно считать психосоматическим: это "психогенное утверждение", в котором этиология заболевания связана с психологическими происшествиями в прошлом или психологическими характеристиками пациента; течение болезни, независимо от ее этиологии, должно быть отмечено значительным влиянием психологических факторов; первичный симптом прямо связан с единичны специфическим психологическим фактором; симптомы, которые чрезвычайно тяжелы и пролонгированы, существуют в том психологическом контексте, в котором возникли.
     Детальный анализ этих утверждений, проведенный И.Н.Гурвичем, приводит к выводу, что ни одно из них не обосновывает адекватно теорию психосоматического расстройства. Действительно, традиционно определявшиеся как "психосоматические болезни" - церебро- и кардиоваскулярные, онкологические, диабет, ревматоидный артрит, пептическая язва и бронхиальная астма - оказались не более связанными с психологическими факторами, чем практически любое другое заболевание. Поэтому сегодня правильнее говорить о психосоматическом подходе, не связанном с нозологической концепцией психосоматической болезни (см. также: Исаев, 1991).
     В нашей стране продолжается поиск психологических факторов психосоматических заболеваний. В.М.Блейхер и Н.Б.Фельдман (1988) обследовали 200 больных бронхиальной астмой, язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки и ишемической болезнью сердца. По сравнению с 70 больными неврастенией, среди этих больных была выше доля акцентуированных личностей. Среди мужчин, больных бронхиальной астмой, преобладали педантичные, среди больных язвенной болезнью - дистимичные, а среди больных ИБС - сразу три акцентуированных типа. У женщин картина была другой, и все виды "предрасположенности" включали по несколько типов акцентуаций.
     Ю.М. Губачев, В.А. Ананьев и В.И. Симаненков (1988) обследовали мужчин, больных неосложненной язвенной болезнью, и после факторизации результатов психологических исследований получили три типа пациентов (пассивно-гетерономный, активно-автономный, уравновешенный) и четыре варианта "социально-психологической дезадаптации" (тревожно-депрессивный, аффективно-регидный, ипохондрический и истероформный). Личность больных, следовательно, оказалась описанной в категориях, лишенных какого-либо клинического содержания, тогда как социально-психологическая дезадаптация - в клинико-психпатологических категориях.
     Эти примеры хорошо иллюстрируют отмеченную D.Mechanic (1968), трудность разделения роли психологических факторов в возникновении болезни, в формировании аттитьюддов к болезни и в реакции на болезнь. Между тем главный вклад психосоматического подхода - осознание значения жизненных событий и ситуаций, их субъективной значимости для личности при развитии заболевания.
     Переход от психологического к социальному уровню достаточно условен. Психологические свойства личности, как отмечает Б.Ф.Ломов (1984), вне системы общественных отношений, в которую эта личность включена, просто не существуют. Здесь на передний план выходит здоровье как способность к полноценному выполнению основных социальных функций. "Здоровье - это состояние организма, которое обеспечивает полноценное и эффективное выполнение им социальных функций" (Кудрявцева Е.Н., 1988). Элементы этого признака здоровья содержаться во многих формулировках.
     Здоровье рассматривается сквозь призму жизнедеятельности человека. Известно, что психическое здоровье испытывает воздействие со стороны различных социальных связей, в том числе родственных, профессиональных и др. Причем последствия этих воздействий могут носить как благотворный, так и негативный характер. В этом можно убедиться, например, ознакомившись с работой М. Агайла (1990). Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя адекватными участниками социальной системы.
     Таким образом, на основании изложенного мы можем сделать вывод, что от уровня психического здоровья напрямую зависит профессиональное долголетие управленца и возможность достижения успеха в профессиональной деятельности. Поэтому уже на этапе подготовки и переподготовки руководящих кадров в учебных учреждениях различных ведомств необходимо сделать упор на оптимизацию психической устойчивости, учитывая разрабатываемые акмеологические программы, модели и алгоритмы укрепления состояния здоровья будущих руководителей, тем самым, обеспечивая их продуктивную профессиональную деятельность на протяжении жизненного пути.


Лелякова О.И.
(РАГС)




Valid HTML 4.01 Transitional